КапиталДетали

Куда идут выпускники московских колледжей креативных индустрий

Рынок труда в Москве демонстрирует устойчивый рост числа вакансий в креативном секторе. По данным исследования рекрутингового портала HeadHunter, за последний год число предложений для digital-маркетологов увеличилось на 52%, UI/UX-дизайнеров — на 17%, дизайнеров интерьеров — на 24%. Несмотря на то что число образовательных программ по разным направлениям в креативных индустриях (КИ) только растет, спрос на квалифицированных специалистов в сфере дизайна, маркетинга и цифровых медиа по-прежнему превышает предложение. 

Аналитики рынка труда связывают эту тенденцию с тем, что технологии непрерывно совершенствуются, работодатели предъявляют к сотрудникам компаний, работающих в сфере КИ, все более высокие требования. Скорость, с которой меняются условия работы, опережает возможности образовательных учреждений по адаптации своих программ.

По данным опроса руководителей HR-департаментов, 67% работодателей отмечают несоответствие навыков выпускников актуальным требованиям рынка. Неутешительно для вузов и колледжей звучат и выводы из отчета Future of Jobs Всемирного экономического форума. Специалисты прогнозируют, что к 2030 году около 39% существующих профессиональных навыков трансформируются или полностью устареют. А в четверку самых востребованных компетенций войдет креативное мышление — суперспособность создавать продукты и сервисы, которые меняют культуру повседневности и востребованы обществом.

Есть о чем задуматься старшеклассникам, которые сегодня начинают выбирать, кем быть и куда пойти учиться после окончания школы: после 11-го класса в вуз, где еще 5 или 6 лет посвятить приобретению академических знаний, или после 9-го — в колледж, получать востребованную профессию и нарабатывать опыт. Статистика показывает, что на сегодняшний день уже 60% выпускников 9-х классов выбирают второй вариант. Причем в приоритете учебные заведения среднего профессионального образования (СПО), которые готовят специалистов для креативных индустрий. Около 43% опрошенных аналитическим центром НАФИ школьников рассматривают возможность изучить основы дизайна, маркетинга или стать специалистом по цифровым медиа до поступления в вуз. Это логично — творческие профессии не только привлекательны, но и весьма перспективны с точки зрения трудоустройства.

По словам директора Московского креативного техникума Евгения Лурье, молодой человек, начавший обучение в системе СПО в 15–16 лет, к 20 годам уже становится профессионалом с опытом работы и, главное, с готовым портфолио, что особенно важно для так называемых «неоновых воротничков» — специалистов креативной и цифровой экономики, которые и придумывают, и делают руками: пишут программы, создают дизайн, разрабатывают приложения, монтируют видео и т.д.

Московский рынок труда в креативном секторе развивается стремительно. Столица традиционно притягивает тех, кто хочет реализовать свои творческие амбиции, найти интересную работу и достойный заработок. В Москве сосредоточены крупнейшие рекламные агентства, дизайн-бюро, медиакомпании, модные дома и технологические стартапы.

На рынке востребованы дизайнеры различных специализаций. Так, UX/UI-дизайнеры, создающие удобные и интуитивно понятные пользователю интерфейсы мобильных приложений и сервисов, могут рассчитывать на зарплату от 90 тыс. до 120 тыс. рублей. Правда, конкуренция в этой сфере довольно высока — на одну вакансию претендует до 10 профессионалов. Практически везде, от небольших рекламных агентств до крупных корпораций и промышленных компаний, требуются графические дизайнеры. Средняя зарплата начинающего графдизайнера в Москве — около 75–90 тыс. рублей. 

У нас в штате есть сотрудники, которые пришли в дизайн интерьера после колледжа, в основном это выпускники Колледжа дизайна при Строгановке. Обычно это те, кто приходил к нам перед выпускным курсом на практику — и после нескольких недель оставался в штате на «постоянку». Как и любых сотрудников, их нужно учить в процессе, но базовыми навыками, такими как помощь архитекторам с чертежами, составление мудбордов, они обладают. Для работы на начальных позициях в дизайне интерьера этого вполне достаточно.

Валерий Лизунов
основатель московского бюро ARCHPOINT

Выпускники колледжей креативных индустрий находят применение и в кинопроизводстве. Продакшенам всегда требуются помощники световиков и операторов, монтажеры, художники по костюмам, гримеры и декораторы. Зарплаты здесь варьируются от проекта к проекту, но в среднем начинающий режиссер монтажа может рассчитывать на 70–80 тыс. рублей, а оператор — на 80–90 тыс.

Традиционно востребованы специалисты по рекламе и маркетингу. Digital-маркетолог получает 80–100 тыс. рублей, SMM-менеджер — 70–80 тыс., а ивент-менеджер — около 100 тыс. Причем спрос на таких специалистов стабильно высок — десятки новых вакансий появляются практически ежедневно.

Московские колледжи и техникумы стараются адаптироваться к требованиям рынка. Многие учебные заведения включают в свои программы не только профильные дисциплины, но и курсы по развитию soft skills. Некоторые даже сотрудничают с потенциальными работодателями, организуют для студентов стажировки и практику, помогают с получением первых коммерческих проектов, которые идут в портфолио, необходимое при устройстве на работу больше, чем пресловутые «корочки».

Фото обложки: Михаил Гребенщиков / РБК / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано