Что произошло
Профсоюз «Курьер» объявил о забастовке в Москве и Санкт-Петербурге с 20 по 25 декабря. Профсоюз требует повысить оплату труда для работающих с «Яндекс.Едой» курьеров.
Что говорят
В профсоюзе утверждают, что после поглощения «Яндексом» сервиса Delivery Club доход курьеров стал меньше. В «Яндексе» говорят, что заработок доставщиков за год вырос на 30%.
История вопроса
Профсоюз «Курьер» появился в июне 2020 года после забастовки доставщиков Delivery Club из-за невыплат зарплат.
Мировая практика
В Греции курьеры бастовали, после того как им предложили переоформить трудовой договор и стать самозанятыми, а в США сервис доставки воровал у доставщиков их чаевые.
Что произошло
Профсоюз «Курьер» объявил о забастовке в Москве и Санкт-Петербурге. Первый этап начался 20 декабря и пройдет 5 дней.
- Профсоюз призвал работающих с «Яндекс.Едой» курьеров отказаться в эти дни от выполнения заказов и предложил им саботировать работу ресторанов и кафе, задерживая очереди на кассах, чтобы оказать давление на сервис.
- По оценкам профсоюза, к забастовке в Москве могут присоединиться более 600 человек.
Организация выдвинула ряд требований:
- ввести практику заключения трудовых договоров;
- вернуть оплату в 110 рублей за заказ;
- пересмотреть систему штрафов;
- отдавать мультизаказы только по согласованию с доставщиком;
- сократить зону доставки до 2 км для пеших курьеров и до 3,5 км для автомобильных;
- доплачивать при ожидании в ресторане более 20 минут.
Что говорят
- В профсоюзе недовольны «монополизацией отрасли». В организации утверждают, что после поглощения «Яндексом» сервиса Delivery Club доход курьеров стал «заметно меньше».
- При этом активисты признают, что доставщики регулярно получают дополнительные выплаты от сервиса, но, как утверждает профсоюз, «устали от нескончаемых подачек в виде бонусов».
- В «Яндексе» заявили, что к компании не поступало жалоб доставщиков и сервис работает в штатном режиме. «У нас также нет подтверждения, что высказывающиеся люди, недовольные условиями, сотрудничают с «Яндекс.Едой», — отметили в компании.
- Там добавили, что доходы доставщиков-партнеров сервиса за последний год выросли в среднем на 30%.
- Кроме того, в «Яндексе» отметили, что декабрь — месяц с самым высоким спросом на доставку и, как следствие, наиболее высоким заработком доставщиков, поэтому на работу «выходит рекордное количество курьеров за весь осенне-зимний период и с каждой неделей их количество только растет».
- После появления новостей о начале забастовки компания опубликовала статистику, согласно которой утром 20 декабря на смены в Москве вышли на 12% больше курьеров, чем неделей ранее, а в Санкт-Петербурге — на 24%.
История вопроса
- Профсоюз «Курьер» появился в июне 2020 года после забастовки доставщиков Delivery Club в Москве из-за невыплат зарплат.
- В октябре того же года курьеры этого сервиса протестовали в столице против жесткой системы штрафов, а в декабре требовали выдать им зимнюю униформу. В результате компания пообещала поменять правила для сотрудников.
- В апреле 2022 года несколько десятков курьеров выразили недовольство снижением зарплаты на 20% и пытались собраться у офиса Delivery Club в Хорошево-Мневниках, но были разогнаны полицией.
- Также в апреле задержали главу профсоюза Кирилла Украинцева. Ему предъявлено обвинение в рамках уголовного дела о неоднократном нарушении порядка проведения митингов (ст. 212.1 УК РФ). Ранее его несколько раз привлекали к ответственности за участие в акциях.
В августе 2022 года «Яндекс» объявил о покупке Delivery Club у VK.
- Компания решила сохранить бренд Delivery Club, приложение и сайт продолжают работать как раньше.
- В августе стало известно, что после закрытия сделки Delivery Club и «Яндекс.Еда» перейдут на единую технологическую платформу, чтобы плотность заказов, то есть их число на квадратный километр, стала выше. ИТ-гигант рассчитывает, что курьеры смогут выполнять больше доставок в пределах района, пользователи — получать заказы быстрее, а зона доставки расширится. Это позволит «Яндексу» увеличить число клиентов и привлечь новые рестораны к сотрудничеству.
- В первом квартале 2022 года Delivery Club был в числе лидеров по количеству покупок и занял 42% рынка. Доля его ближайшего конкурента — «Яндекс.Еды» — составила 35%, подсчитали в Tinkoff Data.
Мировая практика
Недовольства по поводу условий труда курьеров нередко выливаются в протесты и забастовки по всему миру.
Греция. В сентябре 2021 года сотни сотрудников службы доставки Efood организовали митинг и проехали по центру Афин на мотобайках, а затем направились к штаб-квартире компании. Поводом стала рассылка доставщикам, в которой перед ними поставили ультиматум: либо переоформить договор сотрудничества с компанией в качестве самозанятых, либо потерять работу. Таким образом, курьерам по сути предложили заключить контракт на полгода без гарантии продления, лишиться страхового обеспечения и привычных премий к праздникам. Союз отелей, туризма и общественного питания Греции сравнил поступок Efood с шантажом. Скриншоты писем попали в соцсети, пользователи начали призывать удалять приложение сервиса и ставить ему отрицательные оценки. Позже в Efood назвали рассылку ошибочной и добавили, что письма, которые получили курьеры, «не отражают философию и культуру компании».
Германия. В феврале 2021 года зародился профсоюз Gorillas Workers Collective, после того как сервис
США. В 2019 году издание The New York Times выяснило, что сервис