Детали

«Курьер» против «Яндекс.Еды»: почему ИТ-гиганту объявили забастовку и с какими сложностями сталкиваются доставщики в других странах

Профсоюз «Курьер» объявил о забастовке в Москве и Санкт-Петербурге с 20 по 25 декабря.

По оценкам организации, к забастовке в Москве могут присоединиться более 600 человек. В «Яндексе» заявили, что к компании не поступало жалоб курьеров и сервис работает в штатном режиме.

Что произошло

Профсоюз «Курьер» объявил о забастовке в Москве и Санкт-Петербурге с 20 по 25 декабря. Профсоюз требует повысить оплату труда для работающих с «Яндекс.Едой» курьеров.  

Что говорят

В профсоюзе утверждают, что после поглощения «Яндексом» сервиса Delivery Club доход курьеров стал меньше. В «Яндексе» говорят, что заработок доставщиков за год вырос на 30%.

История вопроса 

Профсоюз «Курьер» появился в июне 2020 года после забастовки доставщиков Delivery Club из-за невыплат зарплат. 

Мировая практика

В Греции курьеры бастовали, после того как им предложили переоформить трудовой договор и стать самозанятыми, а в США сервис доставки воровал у доставщиков их чаевые.

Что произошло

Профсоюз «Курьер» объявил о забастовке в Москве и Санкт-Петербурге. Первый этап начался 20 декабря и пройдет 5 дней. 

  • Профсоюз призвал работающих с «Яндекс.Едой» курьеров отказаться в эти дни от выполнения заказов и предложил им саботировать работу ресторанов и кафе, задерживая очереди на кассах, чтобы оказать давление на сервис. 
  • По оценкам профсоюза, к забастовке в Москве могут присоединиться более 600 человек. 

Организация выдвинула ряд требований:

  • ввести практику заключения трудовых договоров;
  • вернуть оплату в 110 рублей за заказ;
  • пересмотреть систему штрафов; 
  • отдавать мультизаказы только по согласованию с доставщиком;
  • сократить зону доставки до 2 км для пеших курьеров и до 3,5 км для автомобильных;
  • доплачивать при ожидании в ресторане более 20 минут.

Что говорят

  • В профсоюзе недовольны «монополизацией отрасли». В организации утверждают, что после поглощения «Яндексом» сервиса Delivery Club доход курьеров стал «заметно меньше». 
  • При этом активисты признают, что доставщики регулярно получают дополнительные выплаты от сервиса, но, как утверждает профсоюз, «устали от нескончаемых подачек в виде бонусов».
  • В «Яндексе» заявили, что к компании не поступало жалоб доставщиков и сервис работает в штатном режиме. «У нас также нет подтверждения, что высказывающиеся люди, недовольные условиями, сотрудничают с «Яндекс.Едой», — отметили в компании.
  • Там добавили, что доходы доставщиков-партнеров сервиса за последний год выросли в среднем на 30%. 
  • Кроме того, в «Яндексе» отметили, что декабрь — месяц с самым высоким спросом на доставку и, как следствие, наиболее высоким заработком доставщиков, поэтому на работу «выходит рекордное количество курьеров за весь осенне-зимний период и с каждой неделей их количество только растет».
  • После появления новостей о начале забастовки компания опубликовала статистику, согласно которой утром 20 декабря на смены в Москве вышли на 12% больше курьеров, чем неделей ранее, а в Санкт-Петербурге — на 24%.

История вопроса

  • Профсоюз «Курьер» появился в июне 2020 года после забастовки доставщиков Delivery Club в Москве из-за невыплат зарплат. 
  • В октябре того же года курьеры этого сервиса протестовали в столице против жесткой системы штрафов, а в декабре требовали выдать им зимнюю униформу. В результате компания пообещала поменять правила для сотрудников.
  • В апреле 2022 года несколько десятков курьеров выразили недовольство снижением зарплаты на 20% и пытались собраться у офиса Delivery Club в Хорошево-Мневниках, но были разогнаны полицией. 
  • Также в апреле задержали главу профсоюза Кирилла Украинцева. Ему предъявлено обвинение в рамках уголовного дела о неоднократном нарушении порядка проведения митингов (ст. 212.1 УК РФ). Ранее его несколько раз привлекали к ответственности за участие в акциях.

В августе 2022 года «Яндекс» объявил о покупке Delivery Club у VK. 

  • Компания решила сохранить бренд Delivery Club, приложение и сайт продолжают работать как раньше.
  • В августе стало известно, что после закрытия сделки Delivery Club и «Яндекс.Еда» перейдут на единую технологическую платформу, чтобы плотность заказов, то есть их число на квадратный километр, стала выше. ИТ-гигант рассчитывает, что курьеры смогут выполнять больше доставок в пределах района, пользователи — получать заказы быстрее, а зона доставки расширится. Это позволит «Яндексу» увеличить число клиентов и привлечь новые рестораны к сотрудничеству.
  • В первом квартале 2022 года Delivery Club был в числе лидеров по количеству покупок и занял 42% рынка. Доля его ближайшего конкурента — «Яндекс.Еды» — составила 35%, подсчитали в Tinkoff Data.

Мировая практика

Недовольства по поводу условий труда курьеров нередко выливаются в протесты и забастовки по всему миру.

Греция. В сентябре 2021 года сотни сотрудников службы доставки Efood организовали митинг и проехали по центру Афин на мотобайках, а затем направились к штаб-квартире компании. Поводом стала рассылка доставщикам, в которой перед ними поставили ультиматум: либо переоформить договор сотрудничества с компанией в качестве самозанятых, либо потерять работу. Таким образом, курьерам по сути предложили заключить контракт на полгода без гарантии продления, лишиться страхового обеспечения и привычных премий к праздникам. Союз отелей, туризма и общественного питания Греции сравнил поступок Efood с шантажом. Скриншоты писем попали в соцсети, пользователи начали призывать удалять приложение сервиса и ставить ему отрицательные оценки. Позже в Efood назвали рассылку ошибочной и добавили, что письма, которые получили курьеры, «не отражают философию и культуру компании».

Германия. В феврале 2021 года зародился профсоюз Gorillas Workers Collective, после того как сервис Gorillas не выдал доставщикам в сильные снегопады ни зимней велорезины, ни курток. Теплые вещи курьеры все-таки получили, но в апреле, когда необходимость в них отпала. В июле 2021-го доставщики устроили в Берлине велопробег, выступив против плохих условий труда. К протестам присоединились и политики, в том числе депутат Бундестага Кансел Кизилтепе. Сервис пообещал решить проблемы, однако позже стало известно, что некоторых членов профсоюза уволили, а условия труда с тех пор только ухудшились.

США. В 2019 году издание The New York Times выяснило, что сервис DoorDash покрывал гарантированный минимальный доход курьеров за счет их чаевых, которые доставщикам оставляли через приложение. Сотрудники должны были получать чаевые сверх оклада, но компания тайно изымала эти деньги. В результате на сервис подали коллективный иск, в 2020-м суд обязал DoorDash выплатить штраф в $2,5 млн.

Копировать ссылкуСкопировано