Компания «Ифр Харп» займется строительством курорта Рай-Из в Ямало-Ненецком АО
Компания
Факты
- Курорт построят на севере горного массива Рай-Из рядом с рекой Собь, в том числе на территории поселка Харп в Ямало-Ненецком АО.
- Конкурс на право заключения концессионного соглашения на создание горнолыжного комплекса был объявлен правительством ЯНАО в 2021 году.
- Проект, который реализует «Ифр Харп», предполагает создание полномасштабной инфраструктуры, включая сервисно-туристический центр с горнолыжной школой и мастерской, системы освещения и навигации и прочие объекты. Кроме того, будет построено не менее 19 км горнолыжных трасс различного уровня сложности с подъемниками, отели для гостей категорий «три звезды» и «четыре звезды» на 320 мест, крупный спа-центр. Также на курорте появятся экстремальный аттракцион в природной среде «зип-лайн», веревочный парк и трасса для сноу-тюбинга.
- В проект будет вложено не менее 13,5 млрд рублей частных инвестиций. Также, в соответствии с планом правительства ЯНАО, предусмотрено бюджетное финансирование проекта в объеме не более 7 млрд рублей. Оно будет предоставлено после ввода курорта в эксплуатацию — это запланировано на 2026 год.
- Строительство кластера является частью «Стратегии развития Арктической зоны России до 2035 года».
Перспективы
- По словам губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова, строительство комплекса позволит создать на Ямале несколько тысяч рабочих мест на самом курорте и в смежных отраслях.
- Инвестиционная инициатива может быть реализована с учетом программы льготного кредитования по линии «Ростуризма» (подразумевает пониженную процентную ставку при возведении гостиничной и курортной инфраструктуры).
- Доходы от эксплуатации туристического комплекса будут разделены между регионом и «Ифр Харп».
- Проект станет основой туристического кластера в ЯНАО. В состав кластера также войдут этнопарк Ямала, международная научная станция «Снежинка», рекреационный комплекс «Харбейский», музей «Аркториум», арктический зоопарк, озера Большое Щучье и Хадатаёганлор.
Риски
- В 2021 году необходимый объем частных инвестиций оценивался правительством региона в 13 млрд рублей. Однако на данный момент сумма составляет уже 13,5 млрд рублей и велика вероятность ее дальнейшего роста.
- В 2021 году планировалось завершить проект до 2025 года. Затягивание реализации проекта произошло уже на этапе конкурсного отбора частного инвестора. В результате срок сдачи объектов туристической инфраструктуры был увеличен.
- На данный момент в ЯНАО действует уже 127 гостиниц, а средняя загрузка мест размещения составляет всего лишь около 20–25%. Соответственно, на данный момент в регионе отсутствует потребность в создании дополнительных мест размещения. Таким образом, новые гостиничные объекты могут оказаться невостребованными.
В подмосковном Чехове стартовало строительство многофункционального транспортно-перегрузочного центра «Сухой порт Чехов»
Комплекс строит компания «Общие логистические решения» Диловара Мухидинова.
Факты
- Логистический комплекс «ОЛР» состоит из двух складских корпусов класса А площадью 26,2 тыс. кв. метров и 4830 кв. метров, автомобильного терминала общей площадью 255 430 кв. метров со всей необходимой инфраструктурой для хранения и обработки товарных автомобилей, открытых площадок для хранения общей площадью 47 143 кв. метров. Комплекс оснащен железнодорожной рампой для разгрузки автомобилей и грузов и двумя железнодорожными путями с возможностью погрузочно-разгрузочных работ с основного склада. На действующем складе ООО «ОЛР» проводятся работы по обработке контейнеров, транспортировке автомобилей, формированию поездов в КНР и Азербайджан.
- Соглашение о реализации проекта по строительству «Сухого порта Чехов» было подписано между ООО «ОЛР» и правительством Московской области в рамках Петербургского международного экономического форума в 2021 году.
- В новом комплексе будет производиться терминальное обслуживание, формирование контейнерных поездов, перевалка на железнодорожный и автомобильный транспорт и т.д.
- Сухой порт займет площадь более 43 га.
- Проектная мощность комплекса составит 300 тыс. контейнеров в год. Строительство первой очереди в 100 тыс. контейнеров планируется завершить в четвертом квартале 2022 года.
- Общая сумма необходимых инвестиций в проект в 2021 году была оценена в 3,8 млрд рублей.
- Будет создано 500 новых рабочих мест.
Перспективы
- Планируемый срок завершения проекта — 2023 год. К этому моменту инвестор закончит строительство второй мощности комплекса, которая составит еще 200 тыс. контейнеров в год.
- После завершения строительства комплекса функции действующего склада и сухого порта будут разделены: сухой порт будет обслуживать контейнеры, а существующий логистический центр — поставки автомобилей.
- Проектом также предусмотрено строительство накопителя для грузовых автомобилей. Это позволит предотвратить загрузку расположенных рядом автомобильных трасс грузовым транспортом, посещающим сухой порт с целью погрузки и разгрузки.
- На территории комплекса будет действовать таможенная зона. Это позволит компании-оператору осуществлять экспортные и импортные поставки товаров в Юго-Восточную Азию, Китай и Иран.
Риски
- В соответствии с соглашением, заключенным между инвестором и региональным правительством в 2021 году, ввод первой очереди комплекса должен был состояться осенью 2021 года. Тем не менее строительство сухого порта стартовало только летом 2022 года. Соответственно, в дальнейшем сроки строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию также могут быть затянуты.
- На данный момент в России на фоне санкций наблюдается сокращение производства автомобилей. Более того, весной 2022 года снизились поставки китайских автомобилей. Так как логистический комплекс «ОЛР» ориентирован в том числе на хранение автомобилей, данный тренд может привести к сокращению потребности в нем. Это также может стать препятствием для развития «Сухого порта Чехов».
- Одной из острых проблем для контейнерных перевозок в России стало их общее сокращение в связи с уходом крупнейших мировых операторов и приостановкой транзитных международных потоков, а также рост стоимости самих контейнеров. Это может привести к снижению планируемой загрузки сухого порта в Чехове.
Группа «Илим» готовит к запуску производства двухслойного картона и хвойной целлюлозы в Иркутской области
Группа «Илим» реализует в Иркутской области проект «Большой Усть-Илимск». Завершение проекта планируется в конце 2022 года, после чего общая мощность комбинатов группы составит 4,6 млн тонн продукции.
Факты
- В 2018 году был дан старт проекту «Большой Усть-Илимск». Он подразумевает строительство завода по производству картона в Усть-Илимске, а также модернизацию уже действующего там завода по производству товарной целлюлозы, лесохимии и круглых лесоматериалов, на котором выпускают 790 тыс. тонн продукции.
- В июле 2022 года комбинат посетили спикер заксобрания Иркутской области Александр Ведерников, министр лесного комплекса области Владимир Читоркин и министр транспорта и дорожного хозяйства области Максим Лобанов. Во время визита стало известно, что на предприятии уже готовятся к запуску производства двухслойного картона и хвойной целлюлозы — все необходимое оборудование доставлено на завод, подготовлен склад для хранения продукции, а также установлена система очистки газов, блокирующая вредные выбросы в атмосферу.
Перспективы
- Общая сумма инвестиций в проект «Большой Усть-Илимск» составит порядка 100 млрд рублей. В 2021 году группа «Илим» направила на инвестиционные проекты в целом 43 млрд рублей. В результате реализации проекта с учетом обеспечивающих производств будет создано около 1,5 тыс. рабочих мест.
- «Илим» является лидером рынка — на его комбинатах выпускается порядка 75% всей российской товарной целлюлозы, 20% картона и 10% бумаги. В результате запуска проекта «Большой Усть-Илимск» общий объем производства группы превысит 4,6 млн тонн в год, что укрепит ее позиции на российском рынке; кроме того, «Илим» станет одним из крупнейших мировых производителей небеленых упаковочных материалов.
- Комбинат «Большой Усть-Илимск» станет самым большим в Евразии и достигнет мощностей в 1,5 млн тонн продукции.
- Приоритетным направлением развития для «Илима» является расширение китайского рынка. В 2023 году компания планирует нарастить экспорт до 2,4 млн тонн продукции (в 2021 году он составил 1,4 млн тонн), а к 2024 году — поставлять продукцию во все регионы Китая.
- Рыночная конъюнктура благоприятствует развитию бизнеса. Мировой спрос на бумагу и картон в 2021 году вырос на 3%; эксперты полагают, что в дальнейшем он будет расти в среднем на 2% ежегодно.
- Строительству комбината сопутствует развитие другой региональной инфраструктуры. Так, например, планируются реконструкция железнодорожной станции Усть-Илимская с целью увеличения количества ж/д путей, реконструкция на Усть-Илимской ТЭЦ для обеспечения комбината энергией, строительство многоквартирного дома для сотрудников комбината и др.
Риски
- Эксперты отмечают, что предложение на рынке растет в связи с запуском нового производства товарной целлюлозы в Южной Америке и производства картона в Азии, что ведет к усилению конкуренции на мировом рынке. Кроме того, в связи с санкционными и логистическими ограничениями возможно сужение иностранных рынков сбыта для группы «Илим».
- Направленность производства на КНР может вести к недостатку предложения на российском рынке. Ситуация осложняется временной нехваткой в России химических реагентов (например, хлорида натрия) для производства бумаги.
- Весной 2022 года американская компания International Paper заявила, что рассматривает возможность продажи своей доли в «Илиме», составляющей 50%. Однако в компании сообщили, что не планируют приостанавливать работу предприятий.