Мир в огнеДетали

«Летают будто завтра не наступит»: Greenpeace потребовал запретить использование частных джетов в Европе

Частные самолеты взлетают из европейских аэропортов каждые 6 минут и загрязняют экологию вдвое больше, чем в прошлом году.

Правительства ЕС и Британии могут повысить налог с частных перелетов, а заодно и с пассажирских, тем самым увеличив стоимость билетов.

Детали

В Европе число полетов частных самолетов резко выросло, это привело к увеличению объемов загрязнения атмосферы CO2 и поставило под угрозу планы ЕС по сокращению выбросов на 55% к 2030 году.

Почему это важно 

Проведенное исследование может подтолкнуть ЕС и Великобританию к введению запрета или хотя бы ограничения использования частных самолетов, считают эксперты.

В цифрах

Пассажир частного борта наносит экологии в 14 раз больший вред, чем пассажир обычного самолета, и в 50 раз больше, чем пассажир поезда.

Перспектива

Некоторые частные авиапарки уже переходят на биотопливо, проводят испытания самолетов на водородных топливных элементах и переводят часть денег из цены перелета в экоорганизации.

Детали

Объем выбросов от полетов на европейских частных самолетах в 2022 году увеличился вдвое по сравнению с 2021-м. Такие данные исследования, проведенного нидерландской экологической консалтинговой компанией CE Delft по заказу Greenpeace, опубликовал Bloomberg. 

  • Всего в 2022 году в ЕС и Великобритании частные лайнеры совершили 572,8 тыс. полетов. Это в 1,6 раза больше, чем в 2021 году, и в 5 раз — чем в 2018-м. 
  • Самой «загруженной» частными перелетами страной стала Великобритания — оттуда лайнеры взлетали каждые 6 минут. Также в топе оказались Франция и Германия.
  • Чаще всего люди летали между Парижем и Лондоном, Ниццей и Женевой, а также между Берлином, Кельном и Лондоном.
  • Каждый третий самолет преодолевал расстояние менее 500 км. 
  • Самым коротким стал рейс по маршруту Блэкбуш – Фарнборо — расстояние между этими городами составляет 7,4 км, а поездка между двумя аэропортами городов занимает 30 минут на автомобиле.
  • При этом эксперты фиксировали данные только тех самолетов, в которых было не больше трех пассажирских мест.

Представители Greenpeace назвали частные перелеты «самой безрассудной формой передвижения» и призвали запретить передвижения джетов на территории всего ЕС и Великобритании. 

Миллионы людей во всем мире сталкиваются с климатическим хаосом и теряют средства к существованию, в то время как ничтожное меньшинство сжигает реактивное топливо, как будто завтра не наступит.

Дуг Парр
директор по политике Greenpeace в Великобритании 

Почему это важно

  • Резкий рост числа частных перелетов ставит под угрозу климатическую программу ЕС по сокращению выбросов на 55% к 2030 году, считают в Greenpeace. 
  • Проведенное исследование может подтолкнуть ЕС и Великобританию к введению запрета или хотя бы ограничения использования частных самолетов, отмечают эксперты. 
  • По их мнению, правительства могут увеличить налоги на полеты — причем не только на частных самолетах, но и на обычных пассажирских, а средства направить на компенсацию перехода к «зеленой» экономике. В конечном счете это повлияет и на стоимость перелетов.
  • О вероятном повышении налогов, правда только на «эксклюзивные виды полетов», в октябре 2022 года говорили в правительстве Франции. 

В цифрах 

  • Частные самолеты признаны самым неэкологичным транспортом, так как они потребляют больше всего топлива в пересчете на одного пассажира. По данным неправительственной организации Transport&Environment, выбросы углекислого газа джетами до 14 раз больше (на одного пассажира), чем у коммерческих пассажирских самолетов, и в 50 раз больше, чем у поездов.
  • Согласно исследованию международного объединения Oxfam, всего 1% людей в мире передвигается на таких самолетах, но при этом они наносят экологии вдвое больший ущерб, чем 50% всего населения планеты. 
  • По оценкам Европейской ассоциации бизнес-авиации (EBAA), не менее 40% перелетов частных самолетов — «перегонные»: воздушное судно без пассажиров летит из города в город, чтобы забрать клиентов. 
  • В среднем частный самолет выбрасывает 2 тонны углерода в час, в то время как средний европеец во время своих передвижений «производит» около 8 тонн углерода за год.

Перспектива 

Эксперты отмечают, что частные перевозки по воздуху становятся доступными для широкого круга людей, что также серьезно угрожает экологии. 

  • Некоторые чартерные компании позволяют бронировать места на самолетах, которые возвращаются на базу после «доставки» пассажиров в один конец. При этом стоимость таких перелетов существенно ниже аренды самолета. 
  • В период пандемии спрос на аренду частных самолетов серьезно вырос: из-за ограничения пассажирских перевозок для многих предпринимателей бизнес-джеты стали единственным вариантом передвижения по миру.

Некоторые владельцы чартерных компаний и частных бортов сами озаботились поиском вариантов уменьшения углеродного следа от таких перелетов. 

  • На всех рейсах чартерной компании Victor из Великобритании с июня 2022-го начали использовать биотопливо из растительного масла и отходов животноводства. 
  • В Великобритании также проходят испытания 19-местного самолета на водородных топливных элементах. 
  • Некоторые частные перевозчики пошли более простым путем: в стоимость перелета они включают «компенсацию за углеродный след» и переводят деньги в организации, которые борются с глобальным потеплением.

Фото обложки: Remko de Waal / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано