КиберпанкДеталиТехнологии

Lexus вслед за Tesla оборудуют электрокар штурвалом вместо руля. В чем плюсы и минусы такой системы управления

Усеченный руль может сделать машину более опасной, не исключают эксперты.

Что произошло

Компания Lexus показала интерьер нового электрокара, он получит штурвал вместо руля.

Тенденция

Машины со штурвалом уже выпускают Tesla, о замене руля задумались и другие производители.

Аргументы

Владельцы авто со штурвалом отмечают плюсы такой формы, например он не загораживает приборную панель.

Контраргументы

Эксперты считают, что штурвал может затруднять маневрирование, особенно на скорости.

История вопроса

Руль, напоминающий штурвал, более полувека используется в автогонках.

Что произошло

Компания Lexus показала интерьер первого серийного электромобиля RZ 450e. Главной особенностью кроссовера станет многофункциональный штурвал, который заменит собой традиционное рулевое колесо.

Фото: Lexus
  • Управление в этом случае осуществляется по проводам, без механического вала, что позволяет осуществить полный выворот колес менее чем за полуоборот.
  • По бокам штурвала размещаются физические кнопки для управления навигацией и функциями мультимедиа.
  • Технические характеристики нового кроссовера пока не обнародованы.
  • Первый Lexus на чисто электрической платформе e-TNGA дебютирует 20 апреля.

Тенденция

Lexus не единственная компания, решившая заменить руль на штурвал.

  • Первыми от классического руля отказались Tesla. Необычный руль U-образной формы без верхней планки получила обновленная Model S. Основатель компании Илон Маск подтвердил, что штурвал будет единственным вариантом комплектации, возвращаться к обычному рулю Tesla не планирует.
  • Осенью 2021 года Toyota представила электрический кроссовер bZ4X. В стандартной комплектации авто оборудовано обычным рулем, однако некоторые модификации электрокара получат штурвал. Кроме того, в качестве дополнительного оборудования заявлен комплект солнечных панелей для крыши. По расчетам Toyota, его использование обеспечит до 1,8 тыс. км пробега в год.
  • Летом 2021 года компания General Motors показала концепт штурвала, который может прийти на смену рулевому колесу. Он больше похож на контроллер игровой приставки с кожаными вставками по бокам и большим тачскрином посередине.

Аргументы

  • Сторонники штурвала утверждают, что он никак не влияет на впечатления от вождения или безопасность, если сравнивать с обычным рулем.
  • Владельцы обновленной Model S уверяют, что к штурвалу можно быстро привыкнуть.
  • В качестве главного достоинства отмечают, что штурвал не прикрывает приборную панель.
  • Также среди плюсов отмечают футуристичный дизайн, благодаря которому авто отличается от классических машин.

Контраргументы

  • Из-за формы руля при вращении под руку может попасть как плоская часть, так и угол или вообще ничего.
  • Использование штурвала может быть особенно опасно при резких маневрах, а также затрудняет параллельную парковку.
  • Водители, тестировавшие Tesla Model S, также сообщали о боли и усталости рук из-за отсутствия привычных точек опоры.

История вопроса

Круглый руль, пришедший на смену рычагам управления, появился в конце XIX века. Эта форма оказалась более удобной и лучше обеспечивала безопасность маневров.

  • В 1930-е годы появился усилитель рулевого управления, и с тех пор диаметр руля стал постепенно уменьшаться.
  • Сильнее других изменился руль гоночных авто, который к 1960-м годам стал похож скорее на штурвал самолета. Это обусловлено особыми требованиями к болидам, отличающимися от тех, что применяются к машинам на дорогах общего пользования.
  • Гонщикам на трассе не приходится совершать сложные маневры и парковаться, поэтому колеса авто поворачиваются на ограниченный угол. Это значит, что перехватывать руль гонщику просто не требуется: для поворота на три четверти оборота в каждую сторону уже не нужна полная окружность, поэтому руль усечен сверху и снизу.
  • Для гоночных болидов также важно, что руль такой формы не закрывает гонщику обзор.
Копировать ссылкуСкопировано