КиберпанкДетали

Лодки-роботы перевозят пассажиров и очищают водоемы от мусора. В Амстердаме запустили беспилотное роботакси

Лодки работают на аккумуляторах и могут заряжаться по беспроводной сети, когда находятся в доке. Заряда хватит минимум на 12 часов непрерывной работы.

Что произошло

В Амстердаме начали использовать беспилотные электролодки для перевозки пассажиров. На одном судне могут разместиться до пяти человек.

Детали

Сейчас для безопасности за работой судов удаленно следит оператор, в будущем они станут полностью автономны.

Мировая практика

Беспилотники уже используют для очистки и изучения водоемов в Великобритании и США, а также в военных целях в Китае.

В России

Осенью 2020 года начались испытания российских автономных судов. В Калининграде к 2025 году планируют запустить беспилотное судоходство по маршруту Усть-Луга – Калининград – Балтийск.

Что произошло

В Амстердаме запустили беспилотное водное такси Roboat. Самоуправляемые лодки будут плавать по каналам города и перевозить пассажиров.

  • На одном судне может разместиться до пяти человек. Оно развивает скорость до 6 км в час.
  • Разработчики говорят, что эти суда можно также использовать для сбора мусора в каналах и доставки товаров.
  • Лодки работают на аккумуляторах и могут заряжаться по беспроводной сети, когда находятся в доке. Заряда хватит минимум на 12 часов непрерывной работы, максимум — на 24 часа, в зависимости от нагрузки на судно.
  • Чтобы автономно определять маршрут и избегать столкновений с другими объектами, Roboat использует лидар и несколько панорамных камер 360°, а также GPS для определения маршрута.

Детали

Roboat разработали ученые из Массачусетского технологического института. В каналах Амстердама эти беспилотные лодки впервые протестировали летом 2021 года. 

  • Для безопасности за работой судов удаленно следит оператор, отметил Фабио Дуарте, ведущий научный сотрудник проекта. «Один человек может контролировать более 50 роботизированных устройств, обеспечивая бесперебойную работу», — пояснил он.
  • Прежде чем позволить электролодкам работать без оператора, разработчики планируют провести еще серию тестов и убедиться, что они «действительно смогут справиться с любой ситуацией, с которой можно столкнуться в каналах».
  • Также прежде чем запустить Roboat в автономном режиме, должны быть внесены изменения в местное законодательство.
  • Технология позволит решить проблему безопасности навигации, которая особенно остро стоит в портовых городах с большим количеством судов, считает директор Амстердамского института передовых городских решений Стефан ван Дейк.
  • Ван Дейк добавил, что камеры и сканеры на электролодках разработаны таким образом, чтобы обеспечить конфиденциальность : попадающие в их поле зрения люди сохранят анонимность. 

Мировая практика

В других странах также широко применяют подобные технологии. В Индонезии и Малайзии в 2019 году запустили автономный сборщик мусора в реках.

  • Корабль называется «Перехватчик». Он работает круглосуточно благодаря солнечным панелям и литиевым батареям. Устройство в среднем способно собрать 50 тонн мусора за рейс.
  • Голландская компания Ocean Cleanup надеется обеспечить «Перехватчиками» 1 тыс. наиболее загрязненных рек планеты к 2025 году.

Беспилотники также используют для изучения океанов и морей. В Великобритании разработали первое в мире беспилотное океанское судно Mayflower 400. 

  • Оно призвано повторить историческое путешествие корабля Mayflower через Атлантику, чтобы исследовать проблемы изменения климата, загрязнения океана пластиком и сохранения морских млекопитающих.
  • Судно длиной 15 метров и весом 9 тонн плавает без капитана и экипажа. Оно использует для работы искусственный интеллект и энергию солнца. 
  • В июне 2021 года Mayflower 400 отправилось из Плимута в Великобритании в Массачусетс в США, однако спустя несколько дней вернулось после возникновения «небольшой технической проблемы». После ремонта планируется возобновить плавание Mayflower 400.

В январе 2021 года американская компания-разработчик беспилотных судов Saildrone представила дрон для картографирования морского дна.

  • Длина Surveyor составляет 25 метров. Эта автономная лодка может проводить в море до 12 месяцев подряд, подзаряжаясь от энергии ветра и солнца. 
  • Встроенный гидролокатор может обнаруживать объекты на глубине до 7 км.
  • Первое плавание дрон совершил летом 2021-го из Сан-Франциско в Гонолулу. Он преодолел 4,2 тыс. км за 28 дней и нанес на карту более 11,8 тыс. кв. км дна океана.

Китай испытывает беспилотные военные корабли.

  • По данным издания USNI News, два беспилотных надводных судна были замечены на новой китайской морской базе в октябре 2021 года.
  • Один из кораблей — эсминец с мощным вооружением, второй напоминает большой катамаран.

В России

Впервые идея автономного судовождения в России описывалась в 2016 году в «дорожной карте» отраслевого центра MariNet Национальной технологической инициативы, но фактически в России работу над проектами начали в 2019 году.

  • 8 мая 2020-го российский подводный беспилотник впервые испытали в Марианской впадине. Аппарат «Витязь-Д», предназначенный для исследовательских работ, погрузился на глубину более 10 км.
  • 1 октября 2020 года в 11 регионах России (в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Астраханской, Калининградской, Магаданской, Мурманской, Ростовской, Сахалинской областях, а также в Краснодарском, Приморском и Хабаровском краях) начались эксперименты по использованию российских беспилотных кораблей. Планируется, что технология сократит издержки судовладельцев и улучшит условия работы моряков. Эксперимент продлится до 31 декабря 2025 года.
  • 7 октября 2021-го инициатива Минтранса «Автономное судовождение» была включена в перечень инициатив социально-экономического развития РФ до 2030 года. По оценкам ведомства, внедрение автономных судов снизит стоимость водной перевозки грузов.
  • В Калининграде к 2025 году планируют запустить первые полностью беспилотные суда. Они будут ходить по маршруту Усть-Луга – Калининград – Балтийск.
  • В университете Иннополис в Татарстане планируют открыть центр разработки систем для беспилотных судов. Там займутся проектированием и испытанием систем автономного судовождения, систем навигации и безопасности, а также морского оборудования.
  • В России также разработали подводный беспилотник с ядерными установками «Посейдон». Его испытания начались в 2020 году. Основная задача этого беспилотника — борьба с авианосцами противника. Скорость движения «Посейдона» — до 200 км/час. 

Фото обложки: Roboat

Копировать ссылкуСкопировано