КапиталДетали

Магаданская Омега-3

Новое производство гофроупаковки появится в Адыгее, в Магаданской области в тестовом режиме заработал завод по переработке рыбьего жира, аэропорт Липецка сдали в аренду на 30 лет.

Новое производство гофроупаковки в Адыгее

Его запустит российский отраслевой лидер — компания SFT Group. Компания станет первым резидентом нового промышленного парка, создающегося в Тахтамукайском районе республики — примерно в 90 км от Майкопа. Объем инвестиций в проект составит около 4 млрд рублей.

Факты

  • SFT Group — вертикально-интегрированный холдинг, производитель упаковки, картона и бумаги. Компания была создана в 2005 году.
  • Выручка «СФТ Групп» в 2021 году составила 848,7 млн рублей, а прибыль — 853,8 млн рублей. Стоимость компании оценивается в 4,4 млрд рублей.
  • Предприятия SFT Group находятся в Москве и Санкт-Петербурге, Тверской, Тульской, Ростовской областях и Адыгее (в административном центре — Майкопе).
  • Гофроупаковка производится на четырех предприятиях. Общие мощности компании по ее производству — 760 млн кв. метров в год. Всего в холдинге работает более 2800 человек. Часть продукции отправляется на экспорт.
  • SFT Group является крупнейшим игроком на российском рынке гофропродукции. В 2021 году в России было выпущено около 800 млн кв. метров гофропродукции, из них на долю SFT Group пришлось 641 млн кв. метров.
  • Промышленный парк в Тахтамукайском районе Адыгеи создается на площади 200 гектаров при поддержке правительств РФ и Адыгеи. В настоящее время на территории парка ведется прокладка дорог, магистральных инженерных сетей, строятся объекты снабжения.

Перспективы

  • Объем инвестиций в новое предприятие составит до 4 млрд рублей. Количество новых рабочих мест – около 300.
  • Мощность нового предприятия достигнет 200 млн кв. метров в год, то есть общие мощности SFT Group по производству гофроупаковки увеличатся за счет его запуска примерно на 25%.
  • По словам главы Адыгеи Мурата Кумпилова, новый проект даст толчок дальнейшему развитию промышленного парка, который будет самым крупным на юге России.
  • В 2022 году ряд зарубежных компаний-гофропроизводителей (в том числе ирландская Smurfit Kappa и финская Stora Enso, тоже входившая в российский топ-10 в 2021 году), приняли решение об уходе с российского рынка. В этих условиях возрастает значимость запуска нового производства SFT Group, которое поможет компании укрепить лидерские позиции на рынке.

Риски

  • Рынок гофроупаковки в России достаточно фрагментированный — доля десяти крупнейших компаний снизилась в 2021 году с 52% до 50%. Это связано с развитием покупок через интернет, что повышает роль местных производителей, успешно конкурирующих с крупными компаниями, такими как SFT Group.
  • В 2022 году сократились возможности международной торговли, в том числе в целлюлозно-бумажной отрасли, что привело к необходимости поиска новых путей для экспорта. С этой проблемой столкнулась и SFT Group: в качестве нового приоритетного партнера в компании называют Китай, кроме того, компания стремится достичь договоренностей об экспорте со странами Африки и Ближнего Востока.

Завод по производству рыбьего жира в Магаданской области

Группа компаний «Морской волк» запустила в тестовом режиме завод «Омега-Си» по переработке и рафинированию рыбьего жира. Предприятие расположено в районе причалов Магаданского морского торгового порта.

Факты

  • Компания «Омега-Си» была зарегистрирована в 2021 году. Ее учредителями стали ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» и корейская Ocean & Pioneer International Co. Ltd. с долями владения 70% и 30% соответственно.
  • Кислоты Омега-3, содержащиеся в рыбьем жире, в первую очередь используются в качестве пищевой добавки. Кроме того, рафинированный рыбий жир наряду с рыбной мукой составляет основу комбикормов.
  • Неочищенный рыбий жир получают после добычи рыбы на траулерах. Жир выделяют в процессе варки рыбы. Так, в процессе мякоть отделяется от бульона, который и используется для получения жира. Затем разлитый по резервуарам неочищенный жир поступает на завод.
  • Производственный участок завода включает две линии — рафинации (очистки) рыбьего жира, получаемого при производстве рыбной муки, с концентрацией Омега-3 около 30% и линию по производству реэтерифицированного рыбного жира (rTG), насыщенного Омега-3 более чем на 70%.
  • Сырье для завода — белая рыба (сельдь и сардина) из Охотского моря. На данный момент «Омега-Си» пока что закупает сырье у рыбопромышленников из Приморского края.
  • Завод работает в тестовом режиме. При этом запущена только первая линия по рафинации рыбьего жира с концентрацией Омега-3 30%.
  • Срок строительства предприятия составил менее года. Общий объем инвестиций в проект достиг 1,6 млрд рублей. На заводе было создано 30 рабочих мест.

Перспективы

  • Полноценный запуск производства состоится в марте 2023 года. На первых этапах компания планирует производить около 400 тонн рафинированного рыбьего жира с концентрацией Омега-3 30%. На проектную мощность предприятие сможет выйти в 2028 году, выпуск достигнет 2 тыс. тонн в год.
  • Также в марте 2023 года будет запущена вторая линия, предназначенная для производства высококонцентрированного рафинированного рыбьего жира.
  • Для обеспечения производства сырьем начато строительство крупнотоннажного траулера стоимостью 6,5 млрд рублей. Оно ведется на турецкой судоверфи Tersan.
  • Компания планирует поставлять рыбий жир с концентрацией Омега-3 30% на фармацевтические предприятия для выпуска капсул с Омега-3 и производителям кормов для животных. Это станет возможным после прохождения специальной сертификации.
  • Ранее 47% импортируемого российскими производителями рыбьего жира поставлялось из Франции. Поставка «Омега-Си» российским фармацевтическим производствам и производителям кормов для животных позволит заместить выпадающие объемы импортного сырья.
  • На сегодняшний момент все представленные на российском рынке БАДы, содержащие rTG, производятся за рубежом. Новый завод позволит импортозаместить часть сырья, ввозимого из-за границы, и обеспечить россиян капсулами Омега-3 по более доступным ценам.
  • Также в будущем инвестор планирует наладить на производстве непосредственно выпуск капсул с рыбьим жиром.

Риски

  • Компания «Морской волк» не является первым производителем новой продукции в России. Аналогичное производство рыбьего жира было запущено в марте 2020 года на Камчатке. Это завод по капсулированию рыбьего жира «Омега-3», работающий на базе Тымлатского рыбокомбината. В настоящее время мощность камчатского предприятия составляет 400 кг в сутки готового жира или 600 кг в сутки готовой капсулированной продукции (146 тонн и 219 тонн в год соответственно).
  • На данный момент компания еще не получила крупнотоннажный траулер, который будет поставлять сырье для производства рафинированного жира. Соответственно, «Омега-Си» до получения траулера будет нести более высокие издержки.

Инвестиции в аэропорт Липецка

30 января 2023 года ООО «Международный Аэропорт Липецк» выиграло конкурс на право аренды аэропортового имущества Липецкой области.

Факты

  • Компания ООО «Международный Аэропорт Липецк» принадлежит ООО «Аэрофьюэлз Групп» (на 51%) и Ильясу Калмыкову (на 49%).
  • ООО «Международный Аэропорт Липецк» получило имущество аэропорта в аренду от региональных властей.
  • Группа компаний «Аэрофьюэлз» — один из крупнейших операторов аэропортовых топливозаправочных комплексов (ТЗК) в России, владеет сетью ТЗК, организует и оказывает услуги по топливообеспечению воздушных судов в 30 аэропортах РФ. Кроме того, «Аэрофьюэлз» функционирует в качестве альтернативной топливозаправочной компании в трех аэропортах — Домодедово (Москва), Пулково (Санкт-Петербург) и Якутск.
  • Также группа занимается управлением и развитием небольших региональных аэропортов. Так, с 2012 года в состав группы входит аэропорт Курган, а с 2016 года — аэропорт Чебоксары.
  • Срок аренды аэропорта инвесторами составит 30 лет. На торгах начальная стоимость аренды составляла 9,2 млн рублей в год или около 300 млн рублей на все 30 лет.

Перспективы

  • За период аренды инвесторы намерены вложить 500 млн рублей в развитие аэропорта и ремонт его здания.
  • Новый инвестор планирует обновить фасад и модернизировать топливозаправочный комплекс.
  • Переход аэропортов Чебоксар и Кургана под управление «Аэрофьюэлз» положительно сказался на развитии объектов. Так, увеличилась частота рейсов, вырос пассажиропоток, привлечены новые авиаперевозчики, расширилась география полетов, модернизированы топливозаправочные комплексы. В 2021 году была закончена реконструкция курганского аэровокзала и начались работы в Чебоксарах. Таким образом, переход аэропорта Липецка под управление «Аэрофьюэлз» в перспективе положительно скажется на модернизации и развитии объекта.
  • Арендаторы аэропорта Липецка намерены увеличить пассажиропоток до 300 тыс. чел. в год. В 2021 году этот показатель составил около 100 тыс. человек.
  • Рост пассажиропотока планируется осуществить за счет расширения географии полетов, увеличения количества авиарейсов, привлечения новых авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда большой вместимости. Ко всему прочему, утверждается, что будет снижена стоимость билетов. Рассматривается вариант привлечения лоукостеров для совершения регулярных рейсов.
  • Снижение инвестиционной нагрузки за счет частных вложений «Аэрофьюэлз» позволит властям Липецкой области ежегодно экономить до 120–150 млн рублей.

Риски

  • Основным ограничением является приостановка всех гражданских авиарейсов в Липецке начиная с 24 февраля 2022 года (закрыт вместе с аэропортами в городах Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста).
  • По данным Росавиации, пассажиропоток российских авиакомпаний за 2022 год сократился на 14,3% относительно 2021 года и составил 95,1 млн чел.
  • Несмотря на то, что инвестор планирует самостоятельно провести ремонтные работы, модернизация аэропорта Липецка потребует вложений из федерального бюджета. Так, в 2024–2027 годах в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой в рамках комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры аэропорта Минтрансом РФ будут проведены работы по реконструкции и строительству ряда федеральных объектов на территории аэропорта. На эти и другие цели планируется потратить около 3 млрд рублей бюджетных средств, поступление которых пока не гарантировано. 
Копировать ссылкуСкопировано