КиноДетали

Мария Лемешева: «Киноиндустрия говорит со зрителями на одном языке»

Поговорили об итогах года в киноиндустрии с редакционным директором журнала «КиноРепортер» Марией Лемешевой.

Новый год — время подведения итогов. Каковы они в области киноиндустрии? Чем 2024-й удивлял зрителей? Какие новшества принес?

— Год был отличным. И это я говорю не только как киноэксперт, но и как зритель, который до сих пор замирает в кинозале, когда смотрит хороший фильм. А их в нашем кино — к счастью! — не становится меньше. Даже наоборот. Восемь российских релизов перешагнули по сборам миллиардный рубеж, хотя совсем недавно такие показатели считались чем-то из области фантастики. В 2023-м отечественных «миллиардников» было всего три. Общая касса наших фильмов за год перевалила за отметку 16 миллиардов — и это лучшее доказательство того, что зрительский интерес к российским картинам огромный.

Мария Лемешева

— Лет 5–10 назад немалая часть аудитории относилась к российскому кино довольно скептически.

— Что вполне объяснимо, ведь мы были «перекормлены» так называемым «Большим Голливудом». Но сейчас ситуация противоположная. Опросы говорят о том, что зрители не просто с удовольствием смотрят наши фильмы, но и идут на них во второй и третий раз, приводят в кино друзей и родственников. Причем люди делают это вовсе не из-за того, что других релизов кинопрокат предложить не может (всегда есть альтернатива остаться дома и посмотреть что-то из «Золотой коллекции» или найти в интернете какой-то новый сериал). Нет, публика спешит в кинотеатры, потому что их заинтриговали проекты, предложенные нашими кинематографистами. И это, во-первых, знак того, что киноиндустрия стремительно развивается, а во-вторых, что она научилась чувствовать свою аудиторию: режиссеры и продюсеры говорят со зрителем на одном языке.

— А какие жанры в приоритете?

— Несколько лет назад наше кино сделало ставку на блокбастеры: стало понятно, что именно они должны быть скелетообразующей структурой нашей киноиндустрии. Выручка, которую высокобюджетные фильмы приносят студиям и прокатчикам, гарантирует стойкость всей системы и дает отличные возможности для роста. Это не значит, что про авторское кино нужно забыть — конечно, нет. Один из главных козырей нашего кинематографа именно в его многообразии. Но существенная доля общих сборов приходится как раз на блокбастеры, поэтому от их качества и количества зависит состояние киноиндустрии в целом. Кстати, по поводу качества к современным большим фильмам у меня претензий нет: мы действительно научились их делать. А вот над количеством нужно еще поработать. По словам министра культуры Ольги Любимовой, для устойчивого развития киноотрасли нам нужно выпускать около 300 фильмов в год, из них 60 — крупных релизов. И я с ней полностью согласна.

— Сейчас мы по этим показателям не дотягиваем?

— Надеюсь, через пару лет мы на них выйдем. Сейчас ситуация такая: за 11 месяцев 2024-го в прокат вышло 192 российских релиза. И это тоже неплохой результат: в 2020-м, например, до проката дошел 131 проект (с учетом копродукции). Так что рост налицо, главное — не останавливаться на достигнутом.

— Верну вас к жанрам...

— На первом плане сейчас семейный контент, и в первую очередь киносказки. Их обожают все: и кинематографисты, и зрители. Первые — за невероятную кинематографичность, за простор для фантазии и за огромный аудиторный охват, гарантирующий высокую окупаемость. Вторые — за возможность вернуться в детство и посмотреть фильм всей семьей. Меня же удивляет и радует тот факт, что все наши киносказки получаются очень разными: «Бременские музыканты» Алексея Нужного от «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» совсем не похож на «Летучий корабль» Ильи Учителя или «Огниво» Александра Войтинского. Не отстают от хедлайнеров и малобюджетные сказки: к примеру, милая и смешная «Баба Яга спасает мир» Карена Захарова на наших глазах превращается в полноценную франшизу: в праздники мы увидим сиквел — «Баба Яга спасает Новый год».

— Мне кажется, этот Новый год будет спасен не только Бабой Ягой...

— Да, на новогодние даты стоит сразу несколько сказочных релизов. Самые яркие из них — это, разумеется, «Финист. Первый богатырь» Дмитрия Дьяченко от Yellow, Black and White и «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» Игоря Волошина — производство «Централ Партнершип», «Кинослово» и «Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова». Поверьте, это будет эпичная новогодняя битва!

— У фильмов, которые вы сейчас перечислили, в названиях памятные с детства герои. Продюсеры осознанно выбирают известные тайтлы?

— Интерес к вечным брендам, героям народного эпоса — одна из главных тенденций нашего современного кино. Киноиндустрия увидела, что работать с ними невероятно выгодно. Причем брендом может быть классическое произведение (например, «Онегин» Пушкина или «Преступление и наказание» Достоевского), фильм («Вам и не снилось» Ильи Фрэза), анимация («Летучий корабль» Гарри Бардина, «Бременские музыканты» Инессы Ковалевской), легендарная личность (Федор Черенков, Петр Столыпин), музыкальная группа («Руки вверх!», «Иванушки International») и т.д. Сиквелы и спин-оффы — это тоже вариант брендирования, особенно когда франшиза расширяется до сопоставимой по размаху с голливудскими лентами, что, например, произошло с «Последним богатырем». Во всех этих случаях заинтересованность продюсеров объяснима: при работе с брендами затраты за рекламную раскрутку сокращаются в десятки раз, ведь за каждым брендом стоит огромная фанатская база, связанная с будущим проектом на эмоциональном уровне. А дальше продюсеры вольны выбирать: они или максимально точно переносят на экран оригинал («Онегин» Сарика Андреасяна), или пытаются нащупать в известных историях что-то новое.

— Лично вам какой путь ближе?

— Я всегда за креативное отношение к материалу. Поэтому мне очень нравится фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед», снятый по мотивам — именно по мотивам! — Кира Булычева. Рада, что на премии «Событие года», которую наш журнал провел уже в 12-й раз, именно этот проект победил в номинации «Прорыв года». А Марк Эйдельштейн, сыгравший в нем Колю Герасимова, в апреле стал лауреатом нашей же премии «Аванс», которую мы вручаем самым перспективным молодым артистам в рамках ММКФ. Кстати, это один из примеров того, что «КиноРепортер» умеет почувствовать и поддержать талант. По сути, мы предсказали взлет Марка еще до появления «Аноры» Шона Бейкера, которая сделала его звездой мирового уровня.

— Премию «Аванс» также получила Анна Пересильд...

— Да, за роль в сериале Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте». И тут не могу не вспомнить еще одну тенденцию, которой нам запомнится 2024 год. Она связана с всплеском интереса к девяностым. Собственно, интерес этот никуда и не пропадал: вспомним хотя бы «Быка» Бориса Акопова или сериал «90-е. Весело и громко» Игоря Волошина. Но сейчас эта волна поднялась на новую высоту: вслед за «Словом пацана» интернет взорвали «Лихие» Юрия Быкова и «Дети перемен» Сергея Тарамаева и Любови Львовой. И не надо бояться предельной жесткости и серьезности поднятых тем: здесь мы имеем дело с максимально честным авторским высказыванием, когда не пытаются обходить острые углы или играть с аудиторией в поддавки. На премии «Событие года» мы не могли пройти мимо этого тренда: проект «Слово пацана. Кровь на асфальте» получил приз в номинации «Хит года».

— Какие еще тенденции можно отметить в нашем сериалостроении?

— Если говорить о ТВ-сериалах, то я бы выделила курс на историчность: масштабных проектов, связанных с нашим прошлым, сегодня снимается очень много. Чаще всего такие ленты ставят в центр какую-то знаковую личность, но при этом дают максимально полную панораму эпохи, концентрируясь на ее основных конфликтах и стараясь ответить на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?». Такие проекты всегда высокобюджетные и снимаются по лекалам большого кино. В качестве примеров назову «Столыпина» Алексея Андрианова с Александром Устюговым (ВГТРК) и «Плевако» Анны Матисон с Сергеем Безруковым (НТВ). Оба они были отмечены на нашей премии «Событие года».

— А что происходит с сериалами, снятыми для онлайн-платформ?

— Сегодня наши онлайн-кинотеатры вынуждены существовать в жесткой конкуренции друг с другом, тратя много усилий на поиски новых тем и на попытки разнообразить устоявшиеся сюжетные формулы. Здесь и «Чистые» Николая Хомерики — любопытное визуальное действо, построенное на стыке эротики и притчи, и «Калимба» Нурбека Эгена с Федором Бондарчуком, рассказывающая о нестандартном психологическом эксперименте, и провокационное «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева, переворачивающее роман Достоевского с ног на голову и приближающее его ко дню сегодняшнему, и невероятно трогательное «Она такая классная» Кирилла Дышлового, где одним из центральных персонажей становится аутист, сыгранный Львом Зулькарнаевым. Последний проект мне кажется особенно важным, потому что инклюзивных сериалов у нас в общем-то не было. За роль в этом сериале мы отметили Льва на «Событии года» в номинации «Открытие года».

Не могу не вспомнить и «Эль Русо» Сергея Мокрицкого с Семеном Серзиным и Светланой Ивановой. Здесь вполне традиционная сюжетная формула о романе между хорошей девочкой и парнем-плохишом сильно переработана за счет неординарного сеттинга: местом действия становится Аргентина, в которой до сих пор сохранились поселения староверов. Именно там и живет главная героиня, которая вынужденно приезжает в Буэнос-Айрес, где ее дороги пересекаются с сотрудником полиции, применяющим нестандартные методы работы. Проект, кстати, интересен еще и тем, что он снимался в сотрудничестве с аргентинским продакшеном, а поиск новых международных партнеров в кинопроизводстве — еще одна из современных тенденций нашей индустрии. Мы же, со своей стороны, не могли обойти стороной этот сериал: на «Событии года» Светлана Иванова была названа лучшей актрисой.

— Мария, давайте вернемся к полнометражным фильмам. Чего не хватает сегодня нашему прокату?

— Я бы сказала, что одной из важных проблем остается окупаемость: у нас слишком высокая доля фильмов, которые не выходят даже на нулевую отметку, не говоря уж о прибыли. Да, половину сборов забирают кинотеатры, еще 10–15 процентов уходит на рекламное продвижение. Выходит, чтобы окупиться, фильм должен собрать сумму, превышающую затраты более чем в 2 раза. Это нелегко (особенно когда прокатчики не очень верят в проект и не хотят тратиться на рекламу). Тем не менее выход нужно искать — в первую очередь за счет новых маркетинговых стратегий и за счет коллабораций со смежными сферами. Высокобюджетные проекты этой дорогой уже идут: вокруг них создаются целые экосистемы, включающие мерч (особенно сувенирную продукцию и одежду), книги, комиксы, видеоигры, театральные постановки или шоу, сотрудничество с сетевыми магазинами или кафе. К примеру, перед выходом сиквела «Майора Грома» одна из самых популярных сетей быстрого питания подготовила специальное комбо, в которое входили фигурки героев фильма. Это все работающие механизмы, которые нужно использовать более широко.

— Но авторскому кино такие «изыски» не по карману...

— У него другие инструменты продвижения: активная фестивальная работа, сотрудничество с киноклубами, точечные сеансы, на которых зрители могут встретиться с актерами или режиссером... Да и небольшую выставку вполне можно организовать — почему нет? Кстати, сотрудничеству со смежными сферами может помочь принятый в этом году закон «О развитии креативных (творческих) индустрий», который начнет действовать уже в 2025 году. Документ как раз поможет окончательно стереть границы между разными видами искусства и будет способствовать сближению творческих людей. А их в нашей стране очень и очень много. И молодых кинематографистов, готовых снимать яркие и необычные проекты, тоже достаточно. Надо лишь помочь им это сделать. Этим сегодня занимается и Министерство культуры, и Фонд кино, и ИРИ, и многие другие серьезные организации. Ну и наш журнал всегда на стороне отечественного кинематографа. При такой поддержке — я уверена! — наше кино будет развиваться еще стремительнее. А результаты станут еще более впечатляющими.

— Мария, раз вы сами упомянули новый закон. Чем он, на ваш взгляд, особенно ценен?

— Он ценен для всех людей, работающих в креативной экономике. Если же говорить конкретно про медиасферу, то для меня как для редакционного директора «КиноРепортера» это документ первостепенной важности. Журнал — это тоже креативный продукт, создаваемый творческими усилиями группы авторов. И это не только текст: это и художественные фотографии, это и реклама, и дизайн, и подбор модных образов, и крупные медийные события, которые можно сравнить с театрализованным шоу, как, например, нашу премию «Событие года». В очередной раз все в этом убедились 28 ноября на церемонии, которая прошла в «Особняке на Волхонке». Плюс закон дает серьезный стимул для роста кинопроизводства, особенно в регионах. Сейчас, напомню, большинство кинематографистов крайне неохотно покидают территорию двух столиц, потому что снимать в них по многим причинам дешевле. Когда же, благодаря закону, в областных городах появятся собственные кинокластеры и образовательные программы, помогающие творческим людям получить востребованную кинопрофессию, мир отечественного кино станет еще разнообразнее: ведь в каждом регионе атмосфера особая. А чем ярче будет наша киноиндустрия, тем активнее будем и мы.

Копировать ссылкуСкопировано