Машина к отпуску: почему в августе в России был бум на новые авто

Если в середине лета россияне активно покупали подержанные авто, то в конце взялись за новые. Их продажи в августе стали максимальными за 10 лет. Драйверы спроса — налоги, проценты по кредитам и утилизационный сбор.

Почему россияне скупают автомобили

В последний месяц лета продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) подскочили на 35% (если сравнивать с августом 2023 года), до 155,3 тыс. штук (подсчеты сделали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), ссылаясь на данные АО «ППК» (СП «Автостата» и оператора ЭПТС). В АЕБ, во-первых, отметили высокую динамику, которую демонстрирует рынок, во-вторых, обратили внимание, что происходит это на фоне ожидания повышения утилизационного сбора с 1 октября. 

Кстати, если смотреть с начала года, то за 8 месяцев было продано на 62% больше новых авто, чем год назад. 

Рекорды этого августа особенно выделяются на горизонте в 10 лет. «Обычно «спокойный» из-за отпусков август бьет десятилетний рекорд», — заявили в Комитете автопроизводителей, уточнив, что продажи новых авто «показали наилучший результат августа начиная с 2015 года. «Очевидно, что он обусловлен целым рядом факторов. Во-первых, следует отметить, что после февраля 2022 года на фоне дефицита предложений на рынке сформировался существенный отложенный спрос, который удовлетворяется по мере насыщения рынка новыми моделями», — заявили в организации. 

В Комитете пояснили: покупатели торопятся приобрести новое авто, ожидая изменения в налоговом законодательстве, новых решений по ключевой ставке и, главное, повышения утилизационного сбора.

Как хотят повысить утилизационный сбор 

Минпромторг предлагает повысить сумму утилизационного сбора для автомобилей, которые импортируются в Россию. По идее, поправки должны вступить в силу 1 октября — если их примут в том виде, в котором они заявлены сейчас. Так, согласно им, коэффициенты меняются следующим образом: 

— Для личного пользования. Если авто, ввезенное для таких целей, имеет двигатель менее 3 литров, для него утильсбор остается прежним (главное, вовремя заплатить таможенные пошлины и налоги и не продавать машину в течение года). 

Если же у авто двигатель больше 3 литров, то коэффициенты, по которым рассчитывается утилизационный сбор, вырастут в 2 раза. 

— Для перепродажи. Неважно, частное вы лицо или компания, сбор будет индексироваться. Происходить это будет поэтапно и коснется практически всех видов транспорта. Ставка в этом случае может вырасти на 70–85% уже с 1 октября, до 2030 года ее будут увеличивать на 10–20% ежегодно. 

Что это значит в цифрах: самый массовый сегмент, который ввозят дилеры — авто с двигателем от 1–2 литров, реформа коснется в первую очередь. С 1 октября при перепродаже таких машин продавец должен будет заплатить утильсбор вместо 306 тыс. рублей — 556 200 рублей. К 2030 году сумма уже превысит 1,17 млн рублей. 

Понятно, что следом резко вырастут цены — продавцы должны будут компенсировать затраты. Неудивительно, что россияне побежали покупать автомобили сейчас и что сами производители ждут, что спрос останется рекордным и в сентябре. 

Копировать ссылкуСкопировано