Мир в огнеДеталиКоронавирус

Меры Китая против COVID-19 привели к глобальному сбою поставок. Почему судовладельцы в выигрыше и при чем здесь Олимпиада

В КНР ввели обязательный двухнедельный карантин для всех судов в портах, морякам не разрешают покидать корабли даже для получения неотложной медпомощи. 

Такие заторы усугубляют кризис в цепочках поставок и мешают восстановлению судоходства.

Что происходит

КНР ввела обязательный карантин на 7 недель для китайских моряков и на 2 недели — для экипажа иностранных судов. Из-за этого возникают заторы и сбои в поставках товаров.

Контекст

Китай вводит все более радикальные меры в преддверии Олимпиады в феврале 2022 года. 

Тенденция

Из-за пандемии коронавируса проблемы с поставками наблюдаются в США, Великобритании и Европе.

Но при этом

Судоходные компании смогли извлечь прибыль из кризисной ситуации.

Что происходит

Все более жесткие ограничения Китая против распространения COVID-19 препятствуют восстановлению судоходной отрасли и продлевают кризис, который охватил порты и опустошил полки по всему миру, сообщил Bloomberg.

  • Чтобы сдержать распространение коронавируса, Китай ввел обязательный карантин на 7 недель для своих моряков. Они должны провести 3 недели на карантине перед возвращением в Китай, затем 2 недели — в порту прибытия и еще 2 недели — в своей провинции, прежде чем смогут воссоединиться с семьями. 
  • Моряки с иностранных судов обязаны провести на карантине 2 недели перед тем, как им будет разрешено зайти в китайский порт. 
  • Из-за этого судовладельцы вынуждены менять маршруты кораблей, задерживать смену экипажа и поставки товаров. 
  • По данным Bloomberg, морякам не разрешают покинуть корабль в Китае даже для получения неотложной медицинской помощи. 
  • В крупной американской продовольственной компании Cargill Inc рассказали, что из-за строгих мер Китая они задерживают поставки на несколько дней.
  • Euronav NV, один из крупнейших в мире владельцев нефтяных супертанкеров, потратил около $6 млн на устранение сбоев, включая более высокие командировочные для задержавшихся из-за карантина моряков.
  • Согласно опросу аналитической компании Oxford Economics, большинство компаний считают, что в будущем кризис усугубится.

Контекст

Китай, крупнейший в мире экспортер, является ключевым центром судоходной отрасли. В 2021 году его доля на мировом рынке составила примерно 25%. Кроме того, КНР придерживается политики Covid Zero и вводит все более радикальные меры. 

  • В начале ноября власти закрыли Диснейленд в Шанхае на несколько суток после того, как выявили у одной посетительницы коронавирус. Более 30 тыс. человек не выпускали из парка до тех пор, пока они не сдадут тест.
  • Из-за нескольких зараженных на карантин могут закрыть целые кварталы.
  • Как пишут в СМИ, борьба с вирусом для Китая еще и вопрос престижа — в феврале 2022-го в Пекине запланирована Олимпиада. После того как игры провел Токио, с которым у Китая сложные отношения, руководством страны, вероятно, была поставлена цель провести пекинскую Олимпиаду во что бы то ни стало. 

Тенденция

Перегрузка и задержки на мировых судоходных маршрутах наблюдаются на протяжении всей пандемии во многих странах. 

  • В 2020 году почти 20% из 1,6 млн моряков в мире застряли на судах и не могли сойти на берег в течение нескольких месяцев, из-за этого мировая торговля оказалась под угрозой, писал Bloomberg. 
  • Из-за пандемии появилась еще одна проблема — дефицит контейнеров для перевозок.
  • В США суда застревают в портах Южной Калифорнии. Из-за заторов в портах и нехватки контейнеров склады с товарами переполнены, не хватает фур и водителей, чтобы их разгружать.
  • Проблемы есть и в портах Великобритании, куда около 90% импорта прибывает по морю.
  • Заторы судов наблюдались в Северной Европе, а также в российских портах.

Ситуация с поставками осложняется тем, что Китай начал «прятать» корабли от радаров. Из-за этого компании, которые занимаются доставками, не могут их отследить. Закон КНР о защите личной информации, вступивший в силу 1 ноября 2021-го, требует, чтобы технологические компании получили одобрение правительства Китая, прежде чем обрабатывать такие данные.

Но при этом

Судоходные компании смогли извлечь прибыль из кризисной ситуации.

  • Заторы приводят к рекордному росту стоимости доставки. Доходы мировой судоходной отрасли достигли максимума за 13 лет.
  • Транспортировка контейнера размером 40 футов из Китая в Европу стоит более $14 тыс. Это в 5 раз дороже, чем 2020 году. 
  • Датская компания Maersk, французская CMA CGM, немецкая Hapag-Lloyd и китайская Cosco, как ожидается, смогут получить десятилетнюю валовую прибыль всего за год.

Кроме того, несмотря на ряд нерешенных проблем, ситуация с поставками улучшается.

  • По мнению председателя Международной палаты судоходства Эсбена Поулссона, худшие из сбоев в глобальной цепочке поставок позади.
  • По его словам, представители розничной торговли сделали «значительный объем» предварительных заказов, и это должно помочь уменьшить дефицит товаров, а в ближайшие месяцы будут добавлены новые мощности для контейнерных перевозок.
Копировать ссылкуСкопировано