Между кадрами: «Аватар: Легенда об Аанге» на Netflix как упражнение в бессмысленности

Секреты хороших ремейков, «Настоящий детектив» и прелести писательских споров — в еженедельной колонке Даниила Роштейна. 

Сегодня поговорим о бессмысленных ремейках, но сначала — препарация трупа «Настоящего детектива».

Конец «Настоящего детектива», и когда ждать пятый сезон

Четвертый сезон «Настоящего детектива» с подзаголовком «Страна ночи» закончил свой забег на HBO с двумя противоречивыми показателями. С одной стороны, рекордно низкие средние оценки зрителей на IMDB — 6,6 в среднем по четвертому сезону, с самой низкой оценкой для финального эпизода.

Для сравнения: у первого сезона — 9,2; у считающегося низшей точкой второго — 7,9; у третьего — 8,2. С другой стороны, рекордные рейтинги, 12,7 млн зрителей против 11,9 млн у первого сезона. При этом число зрителей росло от эпизода к эпизоду, что показывает, что плохое сарафанное радио — все равно сарафанное радио. Так что конец четвертого сезона почти наверняка не конец сериала — с такими показателями пятый сезон почти что гарантирован.

Еще один показатель — сильный разрыв в оценках критиков и зрителей. На Rotten Tomatoes у «Страны ночи» 92% положительных отзывов критиков и только 59% — от зрителей. Если посмотреть рецензии, то критики были готовы очень, очень многое простить за тот факт, что главные герои на этот раз героини, одна из которых чернокожая, а вторая — Джоди Фостер, впервые в детективном триллере за долгие годы.

Зрителям же, как выясняется, половые атрибуты и уровень мелатонина не так важны — лишь бы человек (и сюжет) был хороший. А с этим у четвертого сезона вышло не очень.

Но одну интересную историю он нам все-таки подарил, правда закулисную. Для четвертого сезона HBO сменил создателя сериала и предыдущих сезонов Ника Пиццолатто на мексиканского режиссера Иссу Лопес. И более того, Лопес заставили переделать ее сценарий оригинального проекта под новый сезон «Настоящего детектива», напихав туда вставными зубами референсов и отсылок к истории с Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсоном, вплоть до напоминания, что «время — плоский круг». Пиццолатто бомбануло — в своих соцсетях он начал репостить едкие и негативные оценки нового сезона, который обвиняли в «неуважении» к первому. 

Исса Лопес и Ник Пиццолатто
Исса Лопес и Ник Пиццолатто
Фото: HBO

Некоторые критикуют Ника за отсутствие профессиональной солидарности, но я говорю: «Даешь больше терок между писателями». Разборки между пишущими людьми на страницах различных изданий обогащают культурный дискурс. Нам нужно больше таких препирательств, как в свое время между Набоковым и Эдмундом Уилсоном по поводу Пушкина. Или между Труманом Капоте (про него как раз свежий сезон антологии «Вражда») и Гором Видалом. Или между Норманом Мейлером и Гором Видалом. Хм. Конфликтный парень был этот Видал.

А теперь — о новом релизе Netflix.

«Аватар» как апогей бессмысленных ремейков

Речь, конечно, о хорошем «Аватаре» — который «Легенда об Аанге», а не который про синих людей на Пандоре. Три сезона мультсериала «Аватар. Легенда об Аанге» выходили на канале Nickelodeon с 2005 по 2008 год. История про Аанга, последнего мага воздуха, который должен спасти мир от фашистской Нации Огня, по праву считается одним из лучших западных мультфильмов современности. Не будь «Гравити Фолз» — был бы лучшим. 

В 2010-м вышла первая попытка игрового ремейка под руководством М. Найта «Вот это поворот!» Шьямалана. Это было ужасно. Мы не вспоминаем «Повелителя стихий» Шьямалана. В 2018-м Netflix анонсировал свой ремейк, возглавить который должны были создатели оригинального мультфильма Майкл Данте Димартино и Брайан Кониецко. Их хватило на полтора года, после чего они покинули проект, ссылаясь на «творческие разногласия» и «негативную» атмосферу. Отличное начало. Потом итоговый шоураннер Альберт Ким заявил, что ориентировался на фанатов «Игры престолов», и стало совсем тревожно.

Фото: Nickelodeon

Результат доступен на Netflix уже сегодня, и реакции варьируются от «большое разочарование» и «оскорбление для всех причастных» до «лучше, чем вы ожидали» и даже «триумфа Netflix». Эту планку задала еще кавалькада игровых ремейков классических мультфильмов Disney — в лучшем случае это не ужасно. И это не вопрос недостатка таланта или неправильного подхода. Это вопрос того, что ремейки мультфильмов в игровые фильмы — самый бессмысленный тип ремейка в киноиндустрии. Как и ремейки фильмов в фильмы во многих случаях.

Успешные ремейки, ставшие классикой мирового кинематографа, условно делятся на две категории: новые адаптации какого-то другого исходного материала («Нечто» Карпентера, «Дракула» Копполы, «Казино «Рояль», «Железная хватка» и мой личный фаворит — «Поезд на Юму») или ремейки фильмов, отделенных от новой версии либо страной, либо как минимум одним целым поколением («Мумия», «12 обезьян» Гиллиама, «Правдивая ложь», «Отступники»).

При этом культурные ремейки надежнее, чем поколенческие, — «Великолепная семерка» Стерджеса 1960-го гордо стоит в истории кинематографа плечом к плечу с «Семью самураями» Куросавы, тогда как «Великолепная семерка» 2016 года, не имеющая ничего сказать, кроме как «а у нас появились более современные камеры», лежит где-то в канаве.

Но с анимацией все еще сложнее. Анимация много дает картине — красочность, пластичность, динамику, возможность игнорировать известные законы физики и геометрии, не провоцируя чувство недоверия. Люди, звери и фантастические твари в анимации находятся на одном пласте реальности, в отличие от фильмов с компьютерными эффектами. Игровые ремейки приносят все эти возможности в жертву ради, потенциально, большего реализма и более тонкой эмоциональной игры живых актеров.

Вопрос в том, насколько можно из этих возможностей извлечь пользу при пересказе истории про мальчика-мага, который хочет покататься на всех волшебных животных в мире и не очень хочет воевать с Нацией Огня. В свои лучшие моменты «Аватар» от Netflix похож на покадровый ремейк мультфильма, только неизбежно менее яркий и динамичный.

В библиотеке Netflix есть пример успешного игрового ремейка анимационного хита — это прошлогодний One Piece, фантастическое пиратское приключение, основанное на манге Эйитиро Оды и аниме с 25-летней историей. Потому что он соответствует сразу двум указанным выше критериям — это и новая адаптация литературного источника, а не просто ремейк мультфильма, и вдобавок переосмысление для совершенно другой культуры.

Начать смотреть аниме с — сверимся с Википедией — одной тысячей девяносто четырьмя (1094!) эпизодами — отпугивающая многих перспектива.

Восемь эпизодов отличного сериала, передающего в новой упаковке всю бешеную энергетику творения Оды в этом контексте, становятся отличной точкой входа. Для всех, кто интересуется вселенной One Piece, это теперь простая и надежная рекомендация.

Оригинальный «Аватар: Легенда об Аанге» — это вневременной западный мультсериал, который отлично смотрится сегодня зрителями всех возрастов и предпочтений и не требует специальной точки входа. Если не смотрели, — идите и смотрите его. Если смотрели, но давно, — идите и пересмотрите. Если недавно пересмотрели и совсем больше нечего смотреть, можно глянуть ремейк от Netflix. Он не преступный — если, конечно, не считать преступлением трату таланта и времени большой группы людей, которые могли бы все это потратить на создание чего-то нового и оригинального. 

Копировать ссылкуСкопировано