«Дюна. Часть вторая» Дени Вильнева уже на пути к тому, чтобы стать самым кассовым фильмом канадского режиссера. Раньше это была первая «Дюна». Другими словами, для многих «Дюна» стала первым знакомством с творчеством Вильнева, и сейчас отличный момент, чтобы это знакомство углубить, тем более что в фильмографии канадца попросту нет плохих фильмов. Но сперва несколько слов о финансовых показателях второй «Дюны».
Фантастический сиквел собрал в американском прокате за первый уик-энд $82,5 млн — выше (заниженных) ожиданий и в 2 раза больше первой части в 2021 году, но это не считается, потому что а) ковид и б) тогда был одновременный релиз в стриминге и многие просто не пошли в кино. Мировые сборы второй «Дюны» за выходные составили свыше $182 млн. Чтобы отбить бюджет, картине надо собрать примерно полмиллиарда. Первая «Дюна» окончила прокат с $433 млн в кассе. Самое интересное будет на предстоящем уик-энде, когда станет видно, насколько просядет интерес. Но, судя по положительным отзывам, поток зрителей должен остаться достаточно мощным.
Два вывода. Первое: хорошо, когда про твой фильм все говорят, что его надо смотреть на самом большом доступном экране. В США половина кассы второй «Дюны» пришлась на IMAX и прочие премиальные форматы, в которых намного дороже билеты. Сеансы на многих таких экранах забронированы на недели вперед. С условным Marvel такого ощущения давно нет, тем более что половина киновселенной теперь снимается для стриминга.
Второе: кажется, новое поколение голливудских актеров наконец-то выдало настоящую генерирующую бокс-офис звезду в лице Тимоти Шаламе. Учитывая кассу недавнего «Вонки» (более известного в России как «Жопка» из-за специфического оформления логотипа) в $624 млн, Шаламе в обозримом будущем будет привязан к совокупным сборам свыше $1 млрд в течение полугода.
Точно так же на огромный кредит доверия в ближайшее время сможет рассчитывать Дени Вильнев. И пока он ждет официального студийного одобрения «Мессии Дюны», самое время посмотреть его предыдущие работы. Весь каталог Вильнева заслуживает внимания, но если составлять мой персональный топ-3, то он будет выглядеть так.
1. «Бегущий по лезвию 2049», 2017
Фильм, который принес оператору Роджеру Дикенсу долгожданный «Оскар» за лучшую операторскую работу. Однозначно самая красивая картина Вильнева, даже более красивая, чем обе «Дюны», за счет феноменального использования цвета. Но это еще и вдумчивая научная фантастика, в каком-то смысле даже более глубокая, чем великий оригинал Ридли Скотта.
В «Бегущем по лезвию 2049» охотник на синтетических людей-репликантов Кей (Райан Гослинг) — сам репликант и при этом активный пользователь другой формы фальшивой жизни, цифровой ИИ-девушки Джой (Ана де Армас). Вопросы о природе и определении человечности, которыми задается фильм в промежутках между брутальными схватками и перестрелками, в 2024 году звучат острее, чем на момент релиза.
2. «Убийца», 2015
Очень простая завязка: агент ФБР (Эмили Блант) охотится на лидера одного из мексиканских наркокартелей вместе с црушником (Джош Бролин) и мексиканским наемником (Бенисио дель Торо). За питчем в одну фразу скрывается одиссея в сердце тьмы, сравнимая с «Апокалипсисом сегодня» Копполы, наглядно демонстрирующая, что пресловутая война с наркотиками — война полноценная.
Вильнев здесь показывает себя со всех сторон: и как мастер поддержания нескончаемого напряжения, и как крепкий постановщик жесткого экшена, и как человек, способный выжать максимум из актеров. Плюс это еще одна коллаборация Вильнева с Дикинсом, со своим набором кадров, навсегда отпечатывающимся на сетчатке.
3. «Враг», 2013
2013 год стал для Вильнева годом перехода из канадского кино в голливудское, и показательно, что в тот год вышло два его фильма, и оба с Джейком Джилленхолом. Первый — «Пленницы» — отличный голливудский триллер, чем-то напоминающий «Бессонницу» Кристофера Нолана своей смесью мастерской режиссуры и при этом относительной прямолинейности по меркам фильмографии постановщика.
«Враг» — это более канадский Вильнев, история робкого преподавателя (Джилленхол), встречающего своего двойника (он же). Это фильм-настроение, фильм-горячечный сон, отказывающийся что-либо объяснять и заканчивающийся одним из самых эффектных и неожиданных кадров в истории кино. Единственная оговорка — есть несколько тревожных сцен для арахнофобов.