Что произошло
Компания индийского миллиардера Гаутама Адани выиграла тендер на перепланировку мумбайского района Дхарави — крупнейших трущоб в Индии.
Досье
Дхарави — самый узнаваемый из подобных районов в мире благодаря фильму «Миллионер из трущоб».
Но при этом
Многие сомневаются в успехе проекта Адани. Его не согласовывали с местными жителями, а специалисты не понимают, как переселить сотни тысяч человек.
Прецедент
Проекты Адани часто вызывают не только споры, но и яростное сопротивление. Например, рыбаки в штате Керала с июля протестуют против строительства порта. В столкновениях с полицией пострадали уже свыше 80 человек.
Что произошло
Компания индийского миллиардера Гаутама Адани выиграла тендер на реконструкцию мумбайского района Дхарави — крупнейших трущоб в Индии. Adani Enterprises опередила конкурентов, предложив 50 млрд рупий ($612 млн) на реализацию программы.
- Это один из самых амбициозных проектов Адани, который последнее время стремительно расширяет свою бизнес-империю. В текущем году он ворвался в тройку богатейших людей мира по версии Forbes.
- Индийские власти уже называют инициативу крупнейшим в мире проектом по обновлению городов.
- Предполагается, что новые многоэтажные дома в Дхарави помогут Мумбаи справиться с перенаселением: ожидается, что создание комфортабельного жилья вдали от исторического центра заинтересует жителей других районов и поможет перераспределить потоки людей. Сейчас город занимает второе место в мире по плотности населения после Манилы. Например, в час пик в девятивагонном поезде ездят свыше 4,5 тыс. пассажиров при номинальной вместимости в 1,7 тыс. человек.
- На первом этапе планируется переселить около 68 тыс. человек из трущоб в новые дома и сделать что-то вроде «города в городе».
Досье
Дхарави — самая узнаваемая трущоба в мире благодаря фильму Дэнни Бойла «Миллионер из трущоб». В 2009 году эта лента получила 10 номинаций на«Оскар» и в итоге собрала 8 статуэток.
- Именно там по сюжету жил главный герой, Джамал, и там же снимали большинство сцен. В связи с этим Дхарави — довольно популярная туристическая локация. Многие хотят окунуться в настоящую атмосферу трущоб, увидеть стоящие друг на друге домики и, например, пройтись по огромной трубе, которую жители используют вместо дороги.
- Дхарави считались самыми густонаселенными трущобами в Азии, однако, по некоторым данным, их уже опередил район Оранги в пакистанском городе Карачи. Тем не менее в 60 тыс. тесных лачуг Дхарави проживают около миллиона человек, при этом вся территория по площади примерно как Парк Горького в Москве. Средняя площадь «дома» — около 10 кв. метров. В них нередко умещаются большие индийские семьи даже из 15 человек.
- Санитарные условия европейцам могут показаться ужасающими. Многие жители не имеют доступа к водопроводу и канализации. На один унитаз приходится примерно 1,5 тыс. человек.
При этом в Дхарави есть и кое-какая инфраструктура.
- Там работают школы, включая частные, магазины, есть даже аналог квартала красных фонарей.
- Средний доход составляет $500 в месяц.
- В районе располагаются предприятия по производству одежды, керамики, небольшие мусороперерабатывающие заводы.
- Дхарави даже привлекает инвесторов: его годовой оборот оценивается в $1 млрд.
Помимо Дхарави, в Мумбаи осталось еще немало трущоб, которые можно было бы перестроить. В общей сложности там живут 40% населения всей агломерации, которое составляет 22 млн человек. Местные жители иронизируют о необходимости переименовать Мумбаи (Mumbai) в Слумбаи (
Но при этом
Впервые о перепланировке в Дхарави заговорили в 1980-х годах. Власти намеревались одновременно освоить ценные территории в коммерческих целях и обеспечить жильем местных жителей. С тех пор ни одну идею так и не удалось реализовать из-за коррупции, переносов сроков и нереалистичных планов по переселению, пишут местные СМИ. Многие сомневаются и в успехе проекта Адани.
- Глава комитета по благоустройству Дхарави, состоящего из жителей, отметил, что с самого начала местные сообщества не участвовали в планировании благоустройства района. Хотя по закону штата Махараштра любые программы по реконструкции должны согласовываться с жителями.
- Индийские специалисты по планированию городского и общественного транспорта отмечают, что пока неясно, как власти собираются убедить стольких людей переехать. По их мнению, это очень деликатный вопрос.
- В комитете также заявили, что проект создаст проблему мигрантам, которые десятилетиями жили в этих трущобах без документов. Теперь же, когда встанет вопрос переселения, они рискуют остаться на улице.
- Проектировщики из группы Urbz, базирующейся в Дхарави, вообще не верят в успех проекта, который не учитывает все нюансы, связанные с местным населением.
Решением не может быть разрушение квартала и изгнание большей части его населения.
Матиас Сендоа Эчанове
инженер Urbz
При этом большинство жителей, как отмечает Vice, в целом не против перепланировки и просто «хотят лучшей жизни».
Прецедент
Оппозиционные политики в Индии обращают внимание, что множество других проектов Адани не просто вызывают споры, а часто сталкиваются с протестами местных жителей. Некоторые — за пределами Индии.
- В индийском штате Керала сотни рыбаков с июля 2022 года бастуют против строительства мегапорта стоимостью в $900 млн. Они считают, что оно уже вызвало эрозию побережья и вскоре лишит их вылова. Несколько дней назад мирные акции переросли в столкновения, в которых пострадали более 80 человек — как полицейских, так и протестующих.
- Свои интересы у Адани есть и в Гоа. Активисты отмечают, что он собирается превратить штат, по сути, в угольный коридор для транспортировки топлива в соседние крупные штаты. По их мнению, это разрушит лесную экосистему и места обитания многих животных. Пока протестующим удалось добиться ограничения на импорт угля.
- Вынуждали магната менять планы и активисты в других странах. В 2010 году Adani Group начала осваивать огромный рудник «Кармайкл» на северо-востоке Австралии. Обеспокоенные
ущербом для экологии жители крупных городов выходили на протесты, развернулась целая кампания #StopAdani. В результате первая отгрузка угля состоялась на 8 лет позже, чем планировалось. Кроме того, пришлось сократить объемы добычи.
Фото обложки: Divyakant Solanki / EPA / TASS