Что произошло
Минпромторг предупредил ритейлеров, что продавать «псевдоорганическую» еду «недопустимо».
Досье
Органической называется продукция, при производстве которой не используют пестициды, химикаты и ГМО. Она маркируется специальным знаком, утвержденным Минсельхозом после прохождения проверок на соответствие стандартам.
Тенденция
Аналитики выяснили, что почти половина покупателей во всем мире готовы переплачивать за «органику». В России органические продукты стоят на 200–300% дороже.
Что делать
Чтобы проверить маркировку на товаре на «честность», можно воспользоваться приложением Ecolabel Guide.
Что произошло
- Минпромторг предупредил ритейлеров о недопустимости продажи «псевдоорганической» еды в магазинах.
- Ведомство направило торговым сетям и онлайн-ритейлерам соответствующие разъяснения. Об этом сообщает РБК со ссылкой на копию письма, подлинность которого подтвердили в Минпромторге.
- В документе говорится «о недопущении реализации» продуктов, которые «мимикрируют» под органические, но при этом не имеют сертификата, подтверждающего, что они произведены по требованиям закона «Об органической продукции».
- Разъяснения носят «исключительно рекомендательный характер», подчеркнули в Минпромторге. Их цель — не допустить распространения продукции производителей, которые сознательно вводят потребителей в заблуждение.
Досье
- Органической называется продукция, в которой не содержатся красители, загустители, синтезированные химические консерванты и ГМО. При производстве таких продуктов не используются пестициды, стимуляторы роста и гормоны. Также производство должно быть безотходным и безопасным для людей и природы, а продукция — упакована в поддающуюся переработке тару.
- С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции». Согласно ему, производители имеют право размещать на своих продуктах надписи «органический», только если у них есть соответствующий сертификат — его выдают после проверки органы, в числе которых, например, Роскачество. Такая продукция маркируется специальным знаком, утвержденным Минсельхозом.
- Прохождение сертификации добровольное: производители могут пройти проверки, если посчитают, что знак «органический» поможет им привлечь больше покупателей. Стоимость сертификата начинается от 10 тыс. рублей, уточняют в Роскачестве.
- Однако многие недобросовестные производители стремятся повысить продажи, вводя покупателей в заблуждение, предупреждает Минпромторг.
На полках сейчас 60–70% продукции, которая мимикрирует под органику, то есть называется органической на русском или английском языке либо имеет приставку «эко» и «био», но не имеет подтверждения.
Олег Мироненко
исполнительный директор Национального органического союза
- Чтобы мимикрировать под органику, некоторые производители используют лазейки в законе — регистрируют в Росстандарте знак, похожий на знак органической продукции единого образца, который «впоследствии используется для маркировки псевдоорганической продукции», поясняет эксперт.
- Также некоторые производители пользуются доверчивостью покупателей, которые путают органическую продукцию с «фермерской, экологической, био и другой», объяснил председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. В то же время разница, по его словам, «колоссальная». Например, продукт может считаться натуральным, если он не синтезирован человеком в лаборатории. Но это не означает, что его вырастили без использования пестицидов.
Тенденция
- Объем мирового рынка «органики», по данным консалтинговой компании SBS Consulting на 2020 год, составил примерно €143 млрд ($172 млрд).
- Самый высокий спрос наблюдается в Китае (57%), Франции (14%), США (12%), Италии (11%), Германии (8%) и Канаде (7%) — жители этих шести стран потребляют 77% органической продукции в мире.
- Россияне пока покупают относительно немного «органики», но интерес к ней растет. По оценкам SBS Consulting, с 2008 по 2016 год рынок органической продукции в РФ вырос более чем в 5 раз и достиг $192 млн (11 млрд рублей). В этом году общий объем рынка органической продукции Роскачество оценило в 27,6 млрд рублей.
- Исследователи отметили, что во всех странах спрос на «органику» превышает предложение, из-за чего она стоит дороже остальных продуктов.
- В 2018 году американские маркетологи выяснили, что 41% потребителей во всем мире доверяют надписям «эко», «био», «натуральный» на упаковке. Кроме того, 38% респондентов заявили, что готовы приобретать товары, не наносящие вред природе, по более высокой цене, 41% покупателей заявили, что согласны платить больше за органические продукты.
- При этом, как отмечают эксперты, на Западе покупатель переплачивает за органические товары в среднем 30–50%, в России — 200–300%.
Что делать
В СМИ можно найти ряд советов о том, как распознать уловки маркетологов и приобрести продукт, который будет безопасным для природы и здоровья.
- Эксперты рекомендуют не доверять и значкам с листьями, деревьями и планетами на упаковке — они могут быть лишь декором.
- Сертифицированные органические товары в РФ помечаются специальным знаком единого образца, утвержденным Минсельхозом.
- Проще всего найти такие товары на специальных «зеленых» полках в супермаркетах. Сейчас «зеленые» полки, по словам экспертов, есть в таких сетях, как «Глобус», «Азбука вкуса» и «Перекресток». Магазины, согласно закону «Об органической продукции», обязаны проверять продукцию с пометкой «органика» на наличие сертификата. «Если сертификата нет, а знак стоит, мы товар на полку поставить не можем», — пояснили в «Азбуке вкуса». Производители, у которых отсутствует сертификат, должны убрать с новых партий русскоязычную маркировку «органический» — в этом случае «Азбука вкуса» продолжит с ними сотрудничество.
- При этом, как отметили эксперты, для маркетплейсов в настоящий момент не установлено требование проверять у продавцов сертификаты.
- Эксперты также отмечают, что существуют продукты, не имеющие маркировки «органический», но при этом с «чистым» составом. Например, маркировка Vegan означает, что продукт не тестировался на животных, а Fair Trade — что при производстве уважали права рабочих, в том числе выплатили им достойное вознаграждение за труд. Список «честных» экомаркировок доступен на сайте Greenpeace.
- Чтобы проверить маркировку, можно воспользоваться приложением Ecolabel Guide (есть в App Store и Google Play). Оно позволяет отсканировать любой знак на упаковке, чтобы удостовериться, является ли знак экомаркировкой, заслуживающей доверия, а также узнать о его значении.
Фото обложки: Кирилл Кухмарь / ТАСС