Мир в огнеДетали

Мимикрия под «эко»: большинство товаров на полках лишь «прикидываются» органическими. На какие уловки идут маркетологи, чтобы накрутить цены на 200–300%

Минпромторг предупредил торговые сети «о недопущении реализации» продуктов, которые «мимикрируют» под органические не имея сертификата.

Что произошло

Минпромторг предупредил ритейлеров, что продавать «псевдоорганическую» еду «недопустимо». 

Досье

Органической называется продукция, при производстве которой не используют пестициды, химикаты и ГМО. Она маркируется специальным знаком, утвержденным Минсельхозом после прохождения проверок на соответствие стандартам. 

Тенденция

Аналитики выяснили, что почти половина покупателей во всем мире готовы переплачивать за «органику». В России органические продукты стоят на 200–300% дороже.

Что делать

Чтобы проверить маркировку на товаре на «честность», можно воспользоваться приложением Ecolabel Guide.

Что произошло

  • Минпромторг предупредил ритейлеров о недопустимости продажи «псевдоорганической» еды в магазинах. 
  • Ведомство направило торговым сетям и онлайн-ритейлерам соответствующие разъяснения. Об этом сообщает РБК со ссылкой на копию письма, подлинность которого подтвердили в Минпромторге.
  • В документе говорится «о недопущении реализации» продуктов, которые «мимикрируют» под органические, но при этом не имеют сертификата, подтверждающего, что они произведены по требованиям закона «Об органической продукции».
  • Разъяснения носят «исключительно рекомендательный характер», подчеркнули в Минпромторге. Их цель — не допустить распространения продукции производителей, которые сознательно вводят потребителей в заблуждение.

Досье

  • Органической называется продукция, в которой не содержатся красители, загустители, синтезированные химические консерванты и ГМО. При производстве таких продуктов не используются пестициды, стимуляторы роста и гормоны. Также производство должно быть безотходным и безопасным для людей и природы, а продукция — упакована в поддающуюся переработке тару.
  • С 1 января 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции». Согласно ему, производители имеют право размещать на своих продуктах надписи «органический», только если у них есть соответствующий сертификат — его выдают после проверки органы, в числе которых, например, Роскачество. Такая продукция маркируется специальным знаком, утвержденным Минсельхозом.
  • Прохождение сертификации добровольное: производители могут пройти проверки, если посчитают, что знак «органический» поможет им привлечь больше покупателей. Стоимость сертификата начинается от 10 тыс. рублей, уточняют в Роскачестве.
  • Однако многие недобросовестные производители стремятся повысить продажи, вводя покупателей в заблуждение, предупреждает Минпромторг.

На полках сейчас 60–70% продукции, которая мимикрирует под органику, то есть называется органической на русском или английском языке либо имеет приставку «эко» и «био», но не имеет подтверждения.

Олег Мироненко
исполнительный директор Национального органического союза
  • Чтобы мимикрировать под органику, некоторые производители используют лазейки в законе — регистрируют в Росстандарте знак, похожий на знак органической продукции единого образца, который «впоследствии используется для маркировки псевдоорганической продукции», поясняет эксперт.
  • Также некоторые производители пользуются доверчивостью покупателей, которые путают органическую продукцию с «фермерской, экологической, био и другой», объяснил председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов. В то же время разница, по его словам, «колоссальная». Например, продукт может считаться натуральным, если он не синтезирован человеком в лаборатории. Но это не означает, что его вырастили без использования пестицидов.

Тенденция

  • Объем мирового рынка «органики», по данным консалтинговой компании SBS Consulting на 2020 год, составил примерно €143 млрд ($172 млрд). 
  • Самый высокий спрос наблюдается в Китае (57%), Франции (14%), США (12%), Италии (11%), Германии (8%) и Канаде (7%) — жители этих шести стран потребляют 77% органической продукции в мире.
  • Россияне пока покупают относительно немного «органики», но интерес к ней растет. По оценкам SBS Consulting, с 2008 по 2016 год рынок органической продукции в РФ вырос более чем в 5 раз и достиг $192 млн (11 млрд рублей). В этом году общий объем рынка органической продукции Роскачество оценило в 27,6 млрд рублей.
  • Исследователи отметили, что во всех странах спрос на «органику» превышает предложение, из-за чего она стоит дороже остальных продуктов.
  • В 2018 году американские маркетологи выяснили, что 41% потребителей во всем мире доверяют надписям «эко», «био», «натуральный» на упаковке. Кроме того, 38% респондентов заявили, что готовы приобретать товары, не наносящие вред природе, по более высокой цене, 41% покупателей заявили, что согласны платить больше за органические продукты. 
  • При этом, как отмечают эксперты, на Западе покупатель переплачивает за органические товары в среднем 30–50%, в России — 200–300%.

Что делать

В СМИ можно найти ряд советов о том, как распознать уловки маркетологов и приобрести продукт, который будет безопасным для природы и здоровья. 

  • Эксперты рекомендуют не доверять и значкам с листьями, деревьями и планетами на упаковке — они могут быть лишь декором.
  • Сертифицированные органические товары в РФ помечаются специальным знаком единого образца, утвержденным Минсельхозом. 
Фото: rosorganic.ru
  • Проще всего найти такие товары на специальных «зеленых» полках в супермаркетах. Сейчас «зеленые» полки, по словам экспертов, есть в таких сетях, как «Глобус», «Азбука вкуса» и «Перекресток». Магазины, согласно закону «Об органической продукции», обязаны проверять продукцию с пометкой «органика» на наличие сертификата. «Если сертификата нет, а знак стоит, мы товар на полку поставить не можем», — пояснили в «Азбуке вкуса». Производители, у которых отсутствует сертификат, должны убрать с новых партий русскоязычную маркировку «органический» — в этом случае «Азбука вкуса» продолжит с ними сотрудничество.
«Зеленая» полка
Фото: X5 Retail Group
  • При этом, как отметили эксперты, для маркетплейсов в настоящий момент не установлено требование проверять у продавцов сертификаты.
  • Эксперты также отмечают, что существуют продукты, не имеющие маркировки «органический», но при этом с «чистым» составом. Например, маркировка Vegan означает, что продукт не тестировался на животных, а Fair Trade — что при производстве уважали права рабочих, в том числе выплатили им достойное вознаграждение за труд. Список «честных» экомаркировок доступен на сайте Greenpeace. 
  • Чтобы проверить маркировку, можно воспользоваться приложением Ecolabel Guide (есть в App Store и Google Play). Оно позволяет отсканировать любой знак на упаковке, чтобы удостовериться, является ли знак экомаркировкой, заслуживающей доверия, а также узнать о его значении.

Фото обложки: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано