Феномен «трампизма» во внешней политике
Действия Дональда Трампа на международной арене во время его первого и второго президентского срока были и будут полностью обусловлены внутренними проблемами США. Они хорошо вписываются в используемые им в течение трех предвыборных кампаний лозунги America First («Америка прежде всего») и Make America Great Again («Сделаем Америку снова великой» — рус.).
Опыт 2017–2021 годов и предвыборные обещания Трампа позволяют утверждать, что его внешнеполитическая доктрина сводится к изоляционизму, национализму, скептическому отношению к международным договорам и уверенности в военно-экономическом превосходстве США.
- Изоляционизм
- Нигилизм в отношении международных соглашений
Дело не в том, что Трамп не любит выполнять обещания, а, скорее, в нежелании как-либо ограничивать Соединенные Штаты. Поэтому вместо договоров политик использует прямую дипломатию. Так называемые «сделки» (deals — англ.) Трампа были построены на принципе договоренностей двух политиков, но фактически не обязывали Вашингтон к действию.
Этим избранный президент сильно отличается от уходящего в отставку демократа Джо Байдена. На протяжении всего своего срока он пытался институционализировать отношения со своими союзниками, формализовать их в рамках военных альянсов: AUKUS, QUAD, двусторонних экономических договоров. В обмен на лояльность Вашингтон предлагал своим партнерам военную помощь или торговые привилегии.
- Вера в «американскую исключительность»
Неоконсерватор и националист Трамп уверен в том, что американское лидерство является данностью и обусловлено экономической и военной мощью государства. У всего мира просто нет другого выхода, кроме как торговать с США, поэтому в отношении своих союзников можно вводить огромные торговые тарифы. Также Вашингтон может позволить себе больше вкладываться в собственную, а не чужую оборону. Союзники США, по мнению Трампа, должны самостоятельно решать свои проблемы. Помощь партнерам должна сводиться не к прямому, а к косвенному участию. Якобы ни одна страна не рискнет напасть на союзника Вашингтона, потому что будет опасаться военной мощи США.
Друзья Вашингтона будут в большей безопасности и более самостоятельными, а его враги снова будут бояться американской мощи. Соединенные Штаты будут сильны, и будет мир.
Роберт О'Брайенэкс-советник по национальной безопасности Дональда Трампа
Администрация президента Джо Байдена понимает, что предпринятые ей усилия на международной арене могут быть значительно пересмотрены Трампом. Опасаясь подобного исхода, она поспешно пытается помешать новому президенту пересмотреть внешнеполитический курс США. Остальной мир также торопливо готовится к туманному будущему, контуры которого обрисованы ниже.
Китай и АТР: сдерживать главного противника, не идти на поводу у союзников
Начатая во время первого президентского срока Дональда Трампа торговая война с Китаем за 4 года правления Джо Байдена постепенно переросла в противостояние глобального масштаба. Производственные мощности КНР достигли такого уровня, что Пекин начал экономическую экспансию по всему миру, став главным конкурентом Вашингтона.
Горячей точкой этого конфликта является Азиатско-Тихоокеанский регион. Транспортные маршруты, которые проходят по нему, имеют одинаково важное значение как для Соединенных Штатов, так и для Китая. Настолько, что борьба за них действительно может привести к вооруженному конфликту. Байден за время своего пребывания в Белом доме создал сеть альянсов, объединив важнейших региональных союзников Вашингтона в рамках двусторонних (Филиппины, Япония, Южная Корея) и многосторонних (Австралия, Новая Зеландия, Индия) оборонных соглашений. Белый дом сыграл на страхе своих партнеров перед растущей мощью КНР и пообещал им широкую военную и финансовую поддержку в обмен на лояльность.
Внешнеполитическая доктрина Трампа по сокращению помощи особенно сильно ударит по имеющим территориальный спор с КНР в Южно-Китайском море Филиппинам. При Байдене Манила подписала с Вашингтоном ряд соглашений о военной помощи, на архипелаге появились американские ракеты средней и меньшей дальности. Правительство Филиппин при покровительстве демократической администрации не боялось идти на откровенную эскалацию в отношениях с Пекином.
Манила провела модернизацию своей армии на американские средства, но без поддержки окажется в затруднительном положении и, вероятнее всего, будет вынуждена восстанавливать диалог с Пекином. Опасаясь подобного исхода, демократы 18 ноября 2024 года заключили дополнительное соглашение с Филиппинами о совместном использовании данных военной разведки и оружейных технологий. Отмена Трампом договора могла бы стать поводом для конфликта с союзником, имеющим стратегическое положение на пересечении торговых маршрутов.
Трамп может заставить платить и другого важного партнера Вашингтона — Тайвань. В условиях растущей напряженности в американо-китайских отношениях остров обретает стратегическое значение для США. Однако заявления Трампа о том, что Тайбей выделяет недостаточно средств на свою оборону, а тайваньская полупроводниковая промышленность «крадет» рабочие места в США, позволяют утверждать, что Белый дом при республиканцах вынудит островной Китай обеспечить американскую военную промышленность новыми контрактами исключительно за свой счет.
В условиях обострения отношений с Пекином Трампу было бы выгодно наладить связи с другим противником США в регионе — Северной Кореей. Ядерная держава продолжает активно заявлять о своей субъектности и, несмотря на все ограничения, развивает ракетный потенциал. Дональд Трамп, как и в прошлый раз, мог бы пойти на соглашение с председателем Государственного совета КНДР Ким Чен Ыном, чтобы снизить градус напряжения в регионе в выгодную для США сторону.
Перспективы договора неопределенные, поскольку Вашингтон сегодня не располагает рычагами давления на Пхеньян. Раньше дать импульс переговорному процессу двух государств могли Китай и Россия, но сегодня ни одна из этих стран не заинтересована помогать своему оппоненту. Соединенные Штаты смогут инициировать переговорный процесс, только пойдя на значительные уступки, например на сокращение своего военного присутствия в Южной Корее. Но такой договор противоречил бы национальным интересам США.
- Выход из Транстихоокеанского партнерства (ТТП) — многостороннего торгового соглашения, участниками которого являются 12 азиатских стран. Вместо этого Трамп сделал ставку на двусторонние торговые соглашения. Кроме того, США при Трампе минимально участвовали в деятельности таких международных организаций, как АСЕАН. Это вызвало опасения относительно приверженности США коллективной безопасности и экономическому сотрудничеству в регионе.
- Торговая война с Китаем. Трамп ввел пошлины на китайские товары, которые обошлись китайской экономике в сотни миллиардов долларов. Экономическая политика «Америка прежде всего» была направлена на сокращение торгового дефицита и защиту американских производителей. Ответные пошлины со стороны Китая еще больше нарушили глобальные цепочки поставок. При этом некоторые экономики Юго-Восточной Азии выиграли от такой тарифной политики США.
- Приоритет двустороннему сотрудничеству. Первый срок Трампа ознаменовался укреплением торговых, финансовых и военных двусторонних отношений в Азии, прежде всего с Японией, Индией, Южной Кореей и Австралией, с целью противостоять растущему влиянию Китая. В 2019 году он предложил концепцию «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона, которая указывала на схожесть внешнеполитических интересов США и их союзников в регионе. Концепция до сих пор занимает важное место в американской тихоокеанской доктрине.
- Переговоры с КНДР. Одновременно Трамп попал в заголовки газет из-за своих беспрецедентных встреч с северокорейским лидером Ким Чен Ыном, в рамках которых они обсуждали тему денуклеаризации.
Латинская Америка: новый этап отношений с проблемными соседями
Одно из ключевых обещаний Трампа — остановить поток нелегальной миграции из центральноамериканских государств — прежде всего затронет Мексику. Избранный президент уже потребовал от мексиканского правительства за свой счет и исключительно собственными силами решать данную проблему. Сначала Мехико раскритиковал такое предложение Трампа, но после его угрозы ввести 25%-ные пошлины на мексиканские товары президент страны Клаудия Шейнбаум пообещала пойти на уступки. Страна, 80% экспорта которой идет в США, не смогла найти контраргументы.
Но созданные Белым домом пустоты могут занять другие внешние игроки — прежде всего Китай и Европейский союз. В этом случае диверсификация экономических связей усилит независимость Южной Америки от США.
Главным сторонником роста экономико-политического суверенитета Латинской Америки сегодня является Бразилия. Левое правительство президента Лулы да Силвы стремится подписать соглашение о свободной торговле между Меркосур и Европейским союзом, сблизилось с Россией и Китаем в рамках БРИКС. Несмотря на то что да Силва открыт к сотрудничеству с США, он претендует на роль регионального лидера.
Для Вашингтона подобное развитие событий нежелательно, однако курс Бразилии может быть скорректирован. В 2026 году, то есть в середине правления Трампа, в стране пройдут президентские выборы, на которых к власти могут вернуться правые силы. Избранный президент США имеет большое влияние на их лидера — Жаира Болсонару, которого в СМИ прозвали «тропическим Трампом». В случае его победы Бразилия будет проводить изоляционистскую внешнюю политику.
Также администрация избранного президента США сможет ограничить влияние Бразилии, играя на ее противоречиях с Аргентиной — другим крупным региональным актором. Президент страны Хавьер Милей с самого начала заявил о своей лояльности Вашингтону и не скрывает своей любви к Трампу и его идеологии. Неприязнь правого либертарианца ко всему левому, включая Лулу да Силву, может быть использована США для того, чтобы противостоять растущим амбициям Бразилии.
Лояльность Буэнос-Айреса также обеспечивает американской промышленности доступ к редкоземельным металлам. Компания Илона Маска Tesla уже ведет переговоры о поставках аргентинского лития в США. Вероятно, Аргентина станет главным союзником Трампа в Латинской Америке.
Кроме того, можно ожидать, что в ближайшие годы продолжится сближение Латинской Америки и Китая. КНР стала одним из ключевых торговых партнеров практически всех региональных держав. Бедные страны вроде Перу приветствуют рост китайских инвестиций в их инфраструктуру. В связи с протекционистской политикой Трампа США вряд ли смогут сделать соседям более выгодное предложение.
Наиболее неопределенной выглядит перспектива развития американо-венесуэльских отношений. Американские нефтедобывающие компании, как сообщают западные СМИ, требуют от Трампа частично снять санкции с нефтяного сектора Венесуэлы, так как это позволит снизить цены на энергоносители. Дешевый бензин — одно из главных обещаний Трампа избирателям. Однако соглашение с социалистом, президентом Венесуэлы Николасом Мадуро противоречит идеологическим взглядам американского лидера. В случае заключения такого соглашения зависимость Вашингтона от Каракаса в нефтяном секторе повысится, чего Трамп не хочет. Против американо-венесуэльской оттепели играют и действия демократической администрации. Признание американскими властями 19 ноября 2024 года оппозиционного лидера Эдмундо Гонсалеса законным президентом Венесуэлы вместо Мадуро ставит Трампа в невыгодное положение при переговорах с последним.
- Иммиграционная политика. Политика «нулевой терпимости» была направлена на сдерживание нелегальной иммиграции, в основном из Мексики и Центральной Америки. Программа «Оставайтесь в Мексике» подразумевала, что просители убежища должны ждать решения на въезд в США на территории Мексики.
- Давление на Венесуэлу. Администрация Трампа заняла жесткую позицию в отношении режима Николаса Мадуро, признав лидера оппозиции Хуана Гуайдо президентом в 2019 году. США ввели санкции в отношении венесуэльских чиновников, а также против нефтегазового сектора страны.
- Отношения с Кубой. Дональд Трамп отменил многие решения времен президентства Барака Обамы, направленные на нормализацию отношений с Кубой, восстановил ограничения на поездки и ужесточил санкции. «Остров свободы» был признан государством – спонсором терроризма.
- Поддержка правых правительств. Трамп поддерживал правое правительство Жаира Болсонару в Бразилии и Маурисио Макри в Аргентине, одновременно критикуя левых лидеров региона.
- Конфликт с Канадой и Мексикой. Администрация Трампа пересмотрела ключевое трехстороннее соглашение между Мехико, Вашингтоном и Оттавой о свободной торговле НАФТА, посчитав его невыгодным для США. Принятое после долгих дебатов соглашение США – Мексика – Канада (USMCA) сильно ударило по экономическому развитию Канады и Мексики, производители которых зависят от американского рынка.
Ближний Восток: сокращение присутствия, но сохранение влияния
Команда Трампа частично состоит из ветеранов американских военных интервенций в ближневосточном регионе — это, например, вице-президент США Джей Ди Вэнс и директор по национальной разведке Тулси Габбард. Большинство из них оценивают итоги этих операций открыто негативно. Приходящая к власти администрация не может не обращать внимание на войну Израиля с ХАМАС и «Хезболлой», наступление повстанцев в Сирии, атаки хуситов на американские корабли в Красном море и укрепление позиций Ирана, так как ситуация на Ближнем Востоке оказывает непосредственное влияние на нефтяные котировки.
Вероятнее всего, Белый дом продолжит оказывать помощь Израилю, чтобы сдерживать растущие амбиции Ирана. В отличие от демократа Байдена, Трамп всегда открыто, хоть и с оговорками, поддерживал правительство президента страны Биньямина Нетаньяху. Избранный президент недавно заявил, что ХАМАС ощутит на себе «ад расплаты», если последние заложники не будут освобождены после его инаугурации, но не раскрыл деталей.
Чрезмерное усиление Тель-Авива также невыгодно Белому дому, поэтому представляется вероятной политика балансирования между Израилем и Саудовской Аравией — другим важным региональным игроком, чьи действия напрямую влияют на цену нефти.
Американская администрация может наладить диалог и с Ираном. Вероятность такого исхода обусловлена желанием США снизить градус напряженности в регионе, чтобы задобрить Эр-Рияд, который в последнее время добился больших успехов в переговорах с Тегераном. Также это позволяет минимизировать зависимость американской администрации от Израиля и приостановить сближение Тегерана и Москвы.
Против американо-иранского сближения играет жесткая позиция Трампа и его команды в отношении иранской ядерной программы, а также стремление Вашингтона побороть иранских прокси (ХАМАС, «Хезболла», хуситы). Точно можно сказать одно: достичь выгодного для всех сторон на Ближнем Востоке соглашения практически невозможно. Решение одной проблемы усугубляет остальные.
Не до конца понятно и то, как республиканская администрация будет участвовать в сирийском конфликте. Наступление вооруженных повстанческих группировок и последующее свержение президента Сирии Башара Асада выгодно Вашингтону с той точки зрения, что Россия и Иран лишаются одного из ключевых союзников в регионе. В то же время Трампа и его окружение не может не волновать усиление террористов.
Прогнозировать возможные действия группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России), члены которой и стали главной ударной силой повстанцев, пока тяжело. В худшем случае они могут начать наступление на оспариваемые Израилем и Сирией Голанские высоты. Новый конфликт только сильнее ударит по региональной стабильности и, возможно, заставит США принять в нем участие. Дональду Трампу придется выбрать: начать военную интервенцию в регион, против которой он неоднократно выступал, или сдерживать террористов другими методами.
Агрессивные меры против Ирана.
- Трамп вывел США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2018 году, восстановив жесткие экономические санкции против Ирана в рамках стратегии «максимального давления». Этот шаг был направлен на сдерживание ядерных амбиций Ирана и его влияния в регионе.
- Одновременно администрация Трампа укрепляла антииранские альянсы на Ближнем Востоке, тесно взаимодействуя с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива в экономической и военной сферах.
Израиль и Палестина.
- В 2018 году Трамп перенес посольство США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, что встретило осуждение со стороны палестинцев и было расценено частью международного сообщества как подрыв мирного процесса и игнорирование претензий палестинцев на Восточный Иерусалим.
- В 2020 году администрация Трампа выступила посредником в соглашениях о нормализации отношений между Израилем и несколькими арабскими странами, включая ОАЭ и Бахрейн, известных как «Соглашения Авраама». Их критиковали за игнорирование палестинского вопроса.
- В январе 2020 года администрация Трампа предложила «Сделку века» — мирный план, в котором предлагался план урегулирования израильско-палестинского конфликта. Он был отвергнут палестинскими лидерами, которые посчитали его произраильским, фактически предлагающим раздробленное палестинское государство.
Европа: Брюссель не сможет противостоять политике Трампа
Когда Дональд Трамп впервые занял президентский пост, у него не было союзников в Европе, а потому политик был вынужден выстраивать связи с представителями нелояльной ему элиты — прежде всего с президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель. Но за 4 года его отсутствия в Белом доме многое изменилось: именно эти две крупнейшие экономики ЕС сейчас страдают от затяжного политического кризиса и временно самоустранились из большой европейской политики. В ближайшее время они вряд ли смогут деятельно противостоять действиям Трампа. Одновременно к власти в Италии, Нидерландах, Венгрии и других государствах пришли евроскептические и радикальные правые политики. Они с большим уважением относятся к избранному президенту и готовы ему содействовать.
Интересам американской экономики в частности противоречит стимулирование производства высокотехнологичных европейских товаров, так как они могут конкурировать с американскими. Невыгодно Вашингтону и инвестировать в европейскую оборону. Скорее, Трамп, используя уязвимое положение Европы, будет повышать импортные тарифы и требовать от нее увеличить закупки американского вооружения.
Трамп понимает, что ЕС, вне зависимости от действий республиканцев, будет продолжать торговую войну с Китаем. Брюссель останется союзником США поневоле. Разобщенная Европа выгодна Трампу, поэтому он будет оказывать дипломатическую помощь своим евроскептическим союзникам.
Пересмотреть свои отношения с США может Великобритания. Пришедшее в июле новое лейбористское правительство склонно искать инвестиции извне и на Трампа не надеется. В связи с этим новый премьер-министр Кир Стармер уже активно восстанавливает связи с КНР и ухудшившиеся после Brexit отношения с ЕС. Лондону в нынешних условиях выгодно сотрудничать с Вашингтоном только в военной, но не экономической сфере. «Особые отношения» двух стран будут пересмотрены с обеих сторон Атлантического океана.
До повторного избрания Трампа он считался главной угрозой сотрудничеству в рамках Атлантического альянса. Однако фактически обещания Трампа выйти из НАТО являются не более чем пугалкой для военных ведомств европейских государств. Североатлантический альянс — основа американского влияния в Старом Свете, главный рычаг для сдерживания России, усиление которой невыгодно США.
Поэтому ожидать значительного улучшения американо-российских отношений, особенно в условиях конфликта на Украине, не стоит. Трамп требует начать мирные переговоры Москвы и Киева лишь для того, чтобы сократить объемы поставляемой на Украину безвозвратной военной помощи. Но Белому дому не нужна победа Москвы. Ее нельзя будет продать американским избирателям, она ослабит позиции Соединенных Штатов на мировой арене. Сильная Россия — это угроза национальным интересам США.
- Торговая политика. Трамп инициировал введение тарифов в отношении европейских товаров (например, автомобилей и стали), рассматривая ЕС в качестве торгового соперника. Он также стремился пересмотреть существующие торговые соглашения в пользу интересов США. Его администрация стремилась сократить торговый дефицит с ЕС, что он часто описывал как критический приоритет.
- НАТО и расходы на оборону. Администрация Трампа оказывала давление на государства – члены НАТО, чтобы они увеличили свои расходы на оборону до установленной в качестве нормы для всех участников планки в 2% от ВВП. Он часто критиковал европейские страны за то, что они недостаточно вкладываются в оборону, так как это «налагает несправедливое бремя на США». Существовали опасения, что администрация Трампа может рассмотреть возможность сокращения численности американских войск в Европе, однако этого так и не произошло.
- Экологическая политика. Трамп вывел США из Парижского соглашения по климату. Решение вызвало широкую критику в Европе. Кроме того, политика администрации Трампа благоприятствовала увеличению добычи ископаемого топлива и тормозила инициативы в области «зеленой» энергетики.
- Поддержка популистов. Трамп выражал восхищение правыми популистскими лидерами в Европе, такими как Виктор Орбан из Венгрии и Маттео Сальвини из Италии.
Африка: континент на обочине внешней политики Трампа
Африканская политика Трампа во время его первого срока характеризуется его крылатым сравнением региона с «отхожим местом». Действительно, Трамп и его сторонники невысокого мнения об Африке. Бедные страны континента постоянно требуют помощи, которая чаще всего является безвозвратной в связи с нестабильностью их правительств. Республиканцы-трамписты не хотят решать чужие проблемы безвозмездно, указывая на наличие нерешенных трудностей внутри США. Это сильно отличается от политики Демократической партии, которая позиционирует себя как защитница мира во всем мире и реализовывала на континенте масштабные программы гуманитарной помощи, прощала долги.
Взаимодействие, вероятнее всего, сведется преимущественно к торговому, но избранный президент вряд ли предоставит своим партнерам какие-либо привилегии. Такая политика США еще больше ослабит их влияние в регионе, укрепив позиции Китая, который продолжает увеличивать объемы инвестиций в Африку. Если Вашингтон видит континент как обузу, то Пекин рассматривает его как возможность.
Угроза для США в усилении Китая состоит в том, что КНР сможет увеличить объемы подконтрольных ей редкоземельных и стратегически важных для американской экономики ресурсов, включая запасы лития, галлия, германия, сурьмы и других металлов. Это значит, что КНР сможет еще больше влиять на их конечную цену, ограничивать поставки в Америку. Впрочем, у США есть возможности сохранить свою ресурсную безопасность, увеличив объем добычи полезных ископаемых в других регионах.
Что касается региональных конфликтов, то, вероятнее всего, Трамп продолжит политику по признанию суверенитета Марокко над Западной Сахарой. В регионе Африканского Рога республиканская администрация может еще больше сократить помощь конфликтующей с Эфиопией Сомали и выстроить диалог с непризнанным государством Сомалилендом.
- Фокус на борьбе с терроризмом. Администрация Трампа уделяла внимание проблемам безопасности в таких регионах, как Сахель и Африканский Рог. США оказывали африканским странам военную помощь в борьбе с военизированными группировками. В то же время сокращались объемы поставляемой на континент гуманитарной помощи, меньше внимания уделялось защите демократических ценностей.
- Торговые отношения. Администрация Трампа отдавала предпочтение двусторонним торговым соглашениям, которые защищали интересы американского бизнеса в Африке. Среди значимых решений — торговая программа закона о росте и расширении возможностей в Африке (AGOA), которая предоставляет беспошлинный доступ на рынки США для ряда африканских стран, а также инициатива Prosper Africa, которая направлена на расширение торговых и инвестиционных возможностей государств-участников.
Фото обложки: Evan Vucci / AP / TASS