Что происходит
Санкции США в отношении крупнейшей российской алмазодобывающей компании «Алроса» грозят дефицитом всему ювелирному рынку. Драгоценные камни подорожали во всем мире.
Контекст
Опасаясь рисков, крупнейшие американские ювелирные ритейлеры объявили о приостановке сотрудничества с российской компанией.
Почему это важно
Большинство американцев не представляют себе помолвку и женитьбу без бриллиантов, из-за этого свадебный сезон под угрозой.
Тенденция
Из-за антироссийских санкций в США подскочила инфляция и подорожали не только бриллианты: выросли цены на бензин и продукты.
Что происходит
Санкции США в отношении крупнейшей в мире алмазодобывающей компании «Алроса» грозят дефицитом мировому ювелирному рынку.
- Как отметил Bloomberg, санкции вызвали «панику в отрасли». По словам продавцов из США, бизнес застопорился. Ограничения стали последним ударом по рынку, уже ослабленному из-за проблем с цепочками поставок, замедления добычи полезных ископаемых и роста инфляции.
- Цены на бриллианты в мире уже подскочили — еще не обработанные алмазы подорожали, например, в среднем на 20% с начала марта.
Продавцы ищут обходные пути, в том числе закупают российские бриллианты через Индию, пока американские законодатели не закрыли эту лазейку. Но и здесь не все так просто.
- Индия — крупнейший в мире посредник алмазодобывающих компаний, там гранят 90% всех драгоценных камней. Страна по-прежнему экспортирует российские бриллианты в США из запасов, полученных еще до санкций. Однако, по оценкам индийских экспертов, «досанкционные» драгоценные камни из России закончатся уже в июне.
- Индийские эксперты также отмечают, что если страна потеряет доступ к российским алмазам, тогда в долгосрочной перспективе это лишит работы тысячи индийцев и нанесет удар продавцам алмазов по всему миру. Для Индии драгоценные камни и ювелирные изделия — третий по величине источник экспортных доходов.
- «Алмазы — это не нефть, дефицит которой может компенсировать какая-то другая страна. Наша зависимость огромна», — заявил Випул Шах, заместитель председателя Индийского совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий.
Контекст
В конце марта США, Евросоюз и Великобритания ввели санкции против алмазно-бриллиантовой отрасли России и компании «Алроса».
- На ее долю приходится треть мировой добычи драгоценных камней. В 2021 году объем продаж компании достиг $4,169 млрд.
- Опасаясь рисков, крупнейшие американские ювелирные ритейлеры Signet Jewellers и Brilliant Earth в конце марта решили приостановить сотрудничество с российской компанией. Впоследствии их примеру последовал и ювелирный дом Tiffany & Co.
- Отказ ритейлеров уровня Signet и Tiffany от российских бриллиантов приведет к росту цен на алмазы нероссийского происхождения и, как следствие, — на украшения, что спровоцирует снижение продаж, по крайней мере в массовом сегменте ювелирных изделий с бриллиантами, считает аналитик Альфа-банка Борис Красноженов.
- Крупнейшая в мире международная площадка по торговле бриллиантами RapNet 11 мая запретила продажу драгоценных камней из России на своей онлайн-платформе Запрет распространяется на все алмазы, полученные из России после 24 февраля 2022 года. В сообщении подчеркивается, что это отразится на мировых цепочках поставок и уже к лету на рынке возникнет дефицит природных алмазов.
Почему это важно
Летом в США начнется свадебный сезон, в 2022 году брак планирует заключить рекордное количество пар. Большинство американцев не представляют себе помолвку и женитьбу без бриллиантов, из-за этого свадебный сезон под угрозой.
- В 2022 году в США будет сыграно 2,5 млн свадеб, что является самым высоким показателем с 1984 года, свидетельствуют данные компании The Wedding Report, исследующей свадебный рынок.
- Многие переносили свадьбы из-за пандемии коронавируса. Из-за ограничений, связанных с COVID-19, в 2020 году в США состоялось всего 1,3 млн свадеб, а в 2021 — 1,9 млн (в предыдущие годы — в среднем 2,1 млн).
- Бриллианты являются важной частью свадебных традиций в США. Этот обычай возник в середине XX века благодаря стараниям маркетологов алмазной корпорации De Beers, которая убедила молодых людей в том, что только бриллианты могут подтвердить серьезные намерения мужчины, а также то, что успешность кандидата в женихи и его любовь прямо пропорциональны размеру и качеству бриллианта, который он купил для будущей невесты.
- Чтобы убедить покупателей приобретать камни, De Beers использовала слоган «Бриллианты навсегда», утверждая, что они являются выгодной покупкой, так как не потускнеют, не обесценятся и могут быть объектом инвестиций. В качестве рекламы De Beers даже спонсировала фильм о суперагенте Джеймсе Бонде 1971 года с Шоном Коннери в главной роли. Название фильма повторяло слоган компании.
- Бриллианты появлялись и в других кинокартинах. Например, в фильме 1941 года «Жаворонок» героиня долго рассматривает бриллианты в магазине, а кинохит 1953 года «Джентльмены предпочитают блондинок» с Мэрилин Монро и вовсе провозгласил бриллианты «лучшими друзьями девушек». Драгоценные камни появляются и в современном кино — например, внимание поклонниц франшизы «Сумерки» привлекло обручальное кольцо героини, украшенное целой россыпью бриллиантов.
- Как отмечают СМИ, три четверти американских невест носят помолвочное кольцо с бриллиантом, которое стоит в среднем $4 тыс. Негласное правило обязывает жениха потратить на символ своей любви хотя бы две месячные зарплаты.
- Обручальное кольцо, согласно традиции, тоже должно быть с бриллиантом. Таким образом в Соединенных Штатах невеста может получить сразу три кольца с бриллиантами: просто в подарок — как символ начала серьезных отношений, в честь помолвки и в качестве обручального.
Бриллианты пользуются спросом не только в США. Еще в начале 2022 года «Алроса» отмечала, что спрос на ювелирные украшения с бриллиантами на глобальном рынке достиг рекордных уровней. «Мы видим, что украшения с бриллиантами остаются привлекательными для миллениалов и молодежи в целом, при этом потенциальный размер рынка увеличивается по мере роста среднего класса в странах с развивающейся рыночной экономикой», — сообщили в компании.
Тенденция
Затраты американцев на заключение брака возрастут не только из-за «свадебного бума» и подорожавших бриллиантов, но и из-за рекордной инфляции, причиной которой стали в том числе и антироссийские санкции.
- В марте текущего года инфляция в США составила 8,5% (против 7,9% в феврале) — это рекордный показатель за последние 40 лет. Лишь в апреле инфляция в Соединенных Штатах чуть замедлилась впервые с августа и составила 8,3%.
- По словам некоторых американцев, цены на продукты с начала года выросли примерно на треть. Например, стандартная упаковка хлеба для тостов теперь обойдется в Нью-Йорке более чем в $3 (более 200 рублей).
- Цены на бензин в США достигли исторического максимума. Согласно данным Американской автомобильной ассоциации, стоимость топлива поднялась до $4,4 за галлон (3,785 литра). Еще 8 марта галлон стоил $4,17, что уже было на 18% выше, чем до введения антироссийских санкций.
Фото обложки: Yay / TASS