Власти Москвы и Московской области подписали документ, определяющий механизм взаимодействия в сфере сбора, перемещения и переработки строительных отходов. Об этом сообщила пресс-служба Министерства экологии и природопользования Подмосковья.
Цель соглашения — создать совместную цивилизованную систему обращения со строительными отходами и полностью избавиться от незаконных свалок с таким мусором.
Детали соглашения
В рамках договора создана автоматизированная система электронных талонов. Она позволит отслеживать автомобили, которые привозят строительные отходы на мусорные площадки.
- По словам министра экологии и природопользования Подмосковья Андрея Разина, Москва будет выдавать разрешения на перемещение отходов, а Подмосковье — вести реестр объектов переработки и размещения.
- Перевозить такие отходы можно будет только при наличии электронных талонов. Документ потребуется каждому водителю, работающему в этой сфере.
- Номера всех транспортных средств занесут в единую базу, отслеживать их перемещение также будут с помощью системы видеонаблюдения.
- После этого строительный мусор переработают, выделяя из него полезные фракции. Часть переработанных отходов вновь запустят в производство — например, для подсыпки дорог или рекультивации земель и отработанных карьеров.
Система электронных талонов заработает 1 июня 2021 года. А с 1 сентября граждане и юридические лица, которых уличат в нарушениях правил сбора или переработки строительного мусора, начнут автоматически получать штрафы.
Как вывозят и сортируют строительные отходы в России
Строительный мусор образуется при благоустройстве территорий или ремонте зданий. В России его часто оставляют возле контейнеров для бытового мусора, однако это незаконно. Физические и юридические лица должны заключить договор со специализированной организацией на вывоз подобных отходов.
Компании упаковывают их и перевозят на специальные полигоны. Утилизируют их тремя способами.
- Захоронение — традиционный для России способ утилизации строительных отходов. С 1 января 2021 года введен запрет на захоронение черных, цветных металлов, изделий из картона, мешков от строительного мусора и стекла.
- Сжигание в печах мусоросжигательных заводов. Благодаря современным технологиям этот способ стал экономически выгодным — в процессе горения выделяются тепло и энергия, которые можно использовать для нужд предприятия и поставлять в жилые дома. Однако при таком способе утилизации остается зола с примесями тяжелых металлов, загрязняющих воздух.
- Переработка — способ, который пока в России не распространен широко. Строительный мусор перерабатывают дробильно-сортировочные комплексы, которые часто используют прямо на месте строительных работ. Отходы собирают при демонтаже зданий, затем сортируют и перерабатывают. Из них получают щебень и металлолом.
Мировой опыт
В мире по-разному утилизируют строительные отходы. В развитых странах запрещено вывозить на полигоны отходы, если их можно переработать. Такой мусор считается вторсырьем, его переработка позволяет экономить средства и не наносить вред природе.
В Европе с 1976 года работает Европейская Ассоциация по сносу зданий, которая объединяет более 60 фирм из 18 стран. Эта организация контролирует снос ветхих построек и дальнейшую утилизацию материалов, из которых они были построены. На переработку отправляется до 90% строительных отходов.
В США одна из строительных компаний начала использовать строительный мусор для возведения особняков в пригородах. Также обсуждается возможность строить из отходов и здания городской инфраструктуры — школы, больницы и культурные объекты.