КапиталДетали

Мост через Амур

Между Россией и Китаем открылся первый автомобильный мост, в Орловской области появится производство бесшовных нержавеющих труб, в Северной Осетии построят гостиницы и спа-центры на курорте «Мамисон». 

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Амурской области открылся первый автомобильный мост между Россией и Китаем

Мост между Благовещенском и китайским городом Хэйхэ получил разрешение на ввод в эксплуатацию еще в 2020 году, однако запуск движения тогда отложили в связи с эпидемиологической ситуацией. 

 Факты

  • Мост планировали построить еще в конце прошлого века (первое соглашение было подписано в 1995 году). Однако лишь 5 июня 2016 года в Харбине (провинция Хэйлунцзян) был подписан договор о реализации проекта. 
  • Строительство началось 24 декабря 2016 года, а завершилось 29 ноября 2019-го. Его вели параллельно с российской и китайской стороны. 
  • Мост расположен не в самом Благовещенске, а в селе Каникурган в 14 км от столицы Амурской области.
  • Длина моста — чуть более 1 км, общая ширина (двух полос) — 11 метров.
  • Инвестиции с российской стороны составили около 14 млрд рублей, с китайской стороны — около 5 млрд рублей. Российская часть моста построена на заемные средства китайского банка и будет окупаться за счет сбора платы за проезд, которая составит в среднем 8,7 тыс. рублей за один автомобиль (при этом до августа проезд будет бесплатным). Срок окупаемости моста составит 16–20 лет, после чего тарифы планируют снизить.

Перспективы

  • 11 июня 2022 года мост перешел на ежедневный режим работы, но пока он доступен только для грузовых перевозок в связи с коронавирусными ограничениями со стороны КНР. В день открытия в Китай отправились восемь грузовиков с соевым маслом и пиломатериалами, а в Россию — с автомобильными шинами и комплектующими для электрооборудования. С 11 по 13 июня по мосту прошли 15 грузовых автомобилей.
  • Согласно планам, к 2031 году грузопоток через мост составит 719 тыс. тонн импорта и 660 тыс. тонн экспорта. При полной загрузке проект предусматривает ежедневное обслуживание 630 грузовых автомобилей, 164 автобусов и 68 легковых автомобилей.
  • В апреле 2022-го было завершено строительство еще одного моста, связывающего Россию и Китай, — железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области. Губернатор Амурской области Василий Орлов сообщил, что в перспективе рассматривается строительство еще двух железнодорожных мостов: Джалинда – Мохэ, а также Благовещенск – Хэйхэ неподалеку от уже действующего автомобильного моста.
  • Также сейчас ведется строительство канатной дороги Благовещенск – Хэйхэ с пропускной способностью 1788 человек в час, ее открытие планируется в марте 2023 года.
  • Рядом с мостом ГК «Регион» (московская инвестиционная группа компаний) строит транспортно-логистический комплекс «Кани-Курган», предназначенный для обслуживания экспортных грузопотоков в Китай. Вторым этапом этого проекта станет создание неподалеку логистического центра «Сухой порт Благовещенск» — терминала с железнодорожными путями — для обеспечения связи с Транссибом.
  • Важность подобных проектов возрастает в связи с планируемым расширением торговых и логистических связей России с восточными партнерами.
  • Также планируется развивать территории, прилегающие к трансграничным переходам «для организации совместных промышленных производств, для насыщения российского рынка всеми товарами и технологиями, которые будут гораздо дешевле и эффективнее производить благодаря наличию таких погранпереходов», сообщил министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Риски

  • Полноценному функционированию моста мешает отсутствие необходимой инфраструктуры. Пока перед мостом с 8 утра до полуночи работает временный пункт пропуска «Кани-Курган». Постоянный пункт пропуска, ориентировочно, построят к декабрю 2022 года. Расширение пропускной способности будет происходить постепенно.

Мценский завод по обработке цветных металлов в Орловской области начнет производить бесшовные нержавеющие трубы

Сейчас завод (МЗОЦМ) ведет подготовку технико-экономического обоснования для строительства. Планируется создать производство полного цикла.

Факты

  • Новое производство бесшовных труб откроют рядом с заводом компании в индустриальном парке «Зеленая роща».
  • Нержавеющая сталь для бесшовных труб будет выплавляться на 50% из металлолома и на 50% из первичных материалов.
  • Инвестиции в проект оцениваются в 3–5 млрд рублей. Руководство МЗОЦМ планирует вложить собственные средства предприятия.
  • Начало строительства запланировано на 2023 год, а ввод в эксплуатацию — на конец 2023-го или начало 2024 года.
  • Мощность производства составит 15 тыс. тонн продукции в год.
  • Ключевой особенностью российского рынка нержавеющей продукции является импортозависимость. Доля импортных бесшовных нержавеющих труб на внутреннем рынке в последние годы составляет 75–80%. 

Перспективы

  • В настоящий момент МЗОЦМ ведет процесс технико-экономического обоснования строительства производства бесшовных нержавеющих труб.
  • Все материалы, необходимые для производства труб, планируют закупать в России. Предприятие не будет зависеть от импортных компонентов, что сокращает риски остановки производства в случае проблем с поставками сырья.
  • Основным потребителем бесшовных труб МЗОЦМ может стать госкорпорация «Росатом», которая ранее покупала такие трубы у Никопольского трубного завода на территории Украины. По информации, размещенной на сайте администрации Орловской области, МЗОЦМ прошел аккредитацию в «Росатоме» и получил все необходимые лицензии.
  • Кроме того, трубная продукция МЗОЦМ может быть востребована на российских предприятиях нефтехимии и энергетики.
  • Строительство предприятия позволит удвоить производство бесшовных нержавеющих труб в России и значительно сократить импорт.

Риски

  • Ранее руководство МЗОЦМ уже анонсировало инвестиционные проекты, которые так и не были реализованы. 
  • Кроме того, в 2021 году МЗОЦМ приступил к строительству производственного комплекса по изготовлению алюминиевого сортового проката. Проект родился еще в 2016 году. В него вложили 1,5 млрд рублей, планируется инвестировать еще 500 млн рублей. Завершение строительства запланировано на конец 2022 года. В будущем инвестор рассматривает возможность расширения производства. Из-за высокой стоимости алюминиевого проекта, который компания-инвестор планирует завершить за счет собственных средств, финансирование проекта по производству бесшовных труб может быть затруднено.
  • Введение санкций со стороны ЕС в отношении российских производителей стали может отрицательно сказаться на экспортных перспективах комплекса. Страны ЕС ранее были одним из основных рынков сбыта российской сталелитейной продукции. 

Первый резидент ОЭЗ «Мамисон» в Северной Осетии построит гостиницы на будущем горнолыжном курорте

11 июня 2022 года ООО «Мамисон», корпорация «КАВКАЗ.РФ» и Минэкономразвития РФ заключили трехстороннее соглашение на осуществление туристско-рекреационной деятельности (в первую очередь строительство инфраструктуры) в Северной Осетии. 

Факты

  • Часть проекта, которую реализует ООО «Мамисон», предполагает строительство отелей, коттеджей, спа-центра, ресторанов и сопутствующей туристской инфраструктуры. Номерной фонд для гостей и туристов рассчитан более чем на 1,1 тыс. мест, а с учетом персонала — на 1,5 тыс. мест.
  • КАВКАЗ.РФ занимается строительством базовой инфраструктуры, необходимой для работы курорта. В 2020 году Главгосэкспертиза одобрила строительство первой очереди курорта. В 2022 году тендер на его реализацию выиграло ООО «Транскамстрой-Сервис» из Северной Осетии. Компания в рамках первой очереди проекта построит канатные дороги Мамисон-1 и Мамисон-2, горнолыжные трассы и сноупарк, два моста, объекты энергетического и транспортного хозяйства и др. Также в первую очередь проекта заложено строительство системы искусственного оснежения, сервис-центра, автостоянки на 500 мест.
  • В 2021 году общий объем инвестиций, которые планируют направить на развитие курорта «Мамисон», оценили в 8,2 млрд рублей. Средства на строительство базовой инфраструктуры выделят из федерального бюджета в рамках государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».
  • По словам главы РСО-Алания Сергея Меняйло, запустить работу курорта планируется к зимнему сезону 2023–2024 годов.

Перспективы

  • ООО «Мамисон» как резидент особой экономической зоны получит многочисленные льготы. Среди них: нулевая ставка по налогам на имущество и землю, пониженная ставка налога на прибыль в размере 13,5%. Кроме того, заключается договор аренды земли без проведения торгов, при этом арендная плата будет ниже рыночной стоимости.
  • Одно из направлений деятельности ООО «Мамисон» при реализации проекта — санаторно-курортное лечение. Инвестор планирует разработку месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов на территории курорта. Это даст возможность построить спа-комплекс на основе термальных источников.
  • Общий потенциал курорта «Мамисон» оценивается в 73 км горнолыжных трасс, 18 канатных дорог и не менее 7 тыс. мест размещения для туристов к 2030 году.
  • Инвестор также планирует открыть частный индустриальный парк в Северной Осетии. Подписание соответствующего соглашения о сотрудничестве между главой региона Меняйло и инвестором состоялось в ходе ПМЭФ-2022.

Риски

  • В 2019 году объем требуемых для развития проекта бюджетных инвестиций оценивался ниже — в 7,5 млрд рублей. При дальнейшем увеличении стоимости проекта он может быть заморожен.
  • По словам Меняйло, с учетом западных санкций в проект могут быть внесены некоторые коррективы, связанные с логистикой и поставками. Это также может вызвать рост стоимости реализации проекта и затягивание сроков.
Копировать ссылкуСкопировано