Культурный кодДеталиЗрелища и хлеб

«Мрачное фэнтези»: ЮНЕСКО и Netflix экранизировали африканские сказки о мстительных женщинах, утопленниках и людоедах

ЮНЕСКО и Netflix запустили конкурс для режиссеров из Африки в 2021 году. Победители получили гранты в размере $90 тыс. и сняли короткометражные фильмы, основанные на народных африканских сказках.

Что произошло

ЮНЕСКО и Netflix представили работы победителей конкурса среди молодых режиссеров из Африки. Они сняли короткометражные фильмы, основанные на народных африканских сказках.

Что говорят

Режиссеры уверены, что экранизация африканских сказок играет важную роль в сохранении культуры континента, которой был нанесен ущерб в колониальный период.

Контекст

ЮНЕСКО и Netflix открыли конкурс для режиссеров из Африки в 2021 году. Участвовать в нем могли только граждане африканских стран к югу от Сахары в возрасте от 18 до 35 лет.

Досье

По подсчетам ЮНЕСКО, африканский кинематограф потенциально может приносить доход в размере $20 млрд ежегодно.

Что произошло

ЮНЕСКО и стриминговый сервис Netflix представили работы шестерых победителей конкурса, который проводился в 2021 году среди молодых режиссеров из Африки. Они получили гранты в размере $90 тыс. и сняли короткометражные фильмы, основанные на народных африканских сказках, пишет The Guardian.

  • «У ЮНЕСКО и Netflix есть одна общая черта — вера в то, что культурное самовыражение может быть абсолютно разным», — заявило руководство стримингового сервиса. «Мы убеждены, что великие истории могут прийти откуда угодно и полюбиться где угодно».
  • Как отмечает The Guardian, в рамках конкурса режиссеры из Танзании, ЮАР, Нигерии, Кении, Мавритании и Уганды «сняли мрачное фэнтези, затрагивающее темы насилия в семье, самоубийств и детских браков». В основном эти 30-минутные короткометражки «ориентированы на женскую аудиторию».
  • Например, фильм «Аньянго и людоед», снятый кенийским режиссером Волине Огуту, рассказывает о «несправедливом» отношении к африканским женщинам, не состоящим в браке или собирающимся развестись. Сюжет ленты основывается на народной сказке о тролле, который, переодевшись красивым мужчиной, играет свадьбу с женщиной с тремя детьми, чтобы впоследствии откормить их и съесть. По словам режиссера, в Африке жестокое обращение к женскому полу «широко распространено и даже приветствуется».
  • Режиссер Джобиса Яко из ЮАР, в свою очередь, переосмыслила историю о Мамламбо — богине рек в мифологии зулусов. В фильме она представлена как божество, присматривающее за женщинами с трудной судьбой, пытавшимися утопиться.
  • Другие ленты рассказывают истории о джиннах и девушках, которые борются с искусственным интеллектом, засухой и мстят своим обидчикам.

Что говорят

  • Победительница конкурса Джобиса Яко считает, что экранизация народных африканских сказок играет важную роль в сохранении культуры континента. По ее словам, многие из них исчезли в колониальный период, когда западная литература пользовалась привилегиями, а на местные языки был введен запрет. «Мы многого о себе не знаем», — подытожила она.
  • Гамбийский режиссер Маймуна Джаллоу добавила, что народные сказки — это «удивительная традиция» африканского народа.

Дело не только в их содержании, но и в чувстве общности  <...> обычно сказки рассказывали при большом скоплении людей — это был момент, когда семьи собирались вместе. Сами истории отражали актуальные проблемы, которые происходят в общине, так что это был своего рода способ всем вместе найти им решение.

Маймуна Джаллоу
режиссер
  • ЮНЕСКО и Netflix отмечают, что инициатива не направлена на апроприацию африканской культуры.

Мы не рассказываем эти истории с нашей точки зрения, не навязываем представления с севера, что должно или не должно представлять Африку. Цель не в этом. Она состоит в том, чтобы дать голос молодым создателям, которые живут и творят на континенте.

Эрнесто Оттоне
помощник генерального директора ЮНЕСКО по культуре

Контекст

  • ЮНЕСКО и Netflix открыли конкурс для режиссеров из Африки в 2021 году. Участвовать в нем могли только граждане африканских стран к югу от Сахары в возрасте от 18 до 35 лет. Всего было подано порядка 2 тыс. заявок.
  • Победители конкурса работали совместно с профессиональными кинематографистами, которых привлек Netflix.
  • Бен Амадасун, директор по Африканскому контенту на стриминговом сервисе, отмечал, что платформа заинтересована в киноиндустрии континента. По его мнению, в мире начинается «золотой век африканского кино». 

Сказки всегда играли важную роль в культурном наследии, передавая ценности, знания и обычаи от одного поколения к другому. <...> Мы считаем, что богатая африканская история сторителлинга, от универсальных сказок до гиперлокальных басен, — это благодатная почва для творческого переосмысления.

ЮНЕСКО и Netflix
  • Кроме того, в феврале 2023 года Netflix выпустила 1 сезон документального проекта «Королевы Африки», в котором исследуется жизнь выдающихся королев с континента. Среди них — Нджинге, которая жила в XVII веке на территории современной Анголы и была первой женщиной-правительницей. Королева выступала против рабства и защищала территории от европейских колонизаторов.

Досье

  • Как отмечает ЮНЕСКО, организация «серьезно относится к африканскому кинематографу, который потенциально может приносить доход в размере $20 млрд ежегодно». По ее подсчетам, рост рынка также должен привести к появлению 20 млн дополнительных рабочих мест.
  • В особенности ЮНЕСКО выделяет киноиндустрию Нигерии — одну из самых крупных в мире по количеству производимых фильмов. Ежегодно в стране снимают около 2,5 тыс. кинолент. Объем киноиндустрии Нигерии оценивается примерно в $1 млрд.
  • Кинематограф этого государства принято обозначать словом «Нолливуд» по аналогии с американским Голливудом и индийским Болливудом. C 2015 года Netflix начал лицензировать ленты Нолливуда, а также предлагать выгодные условия сотрудничества, при которых создатели получают около 80% дохода.
  • В то же время эксперты отмечают, что рост африканской киноиндустрии тормозит сложности с законодательством и экономические проблемы. В частности, 2/3 стран Африки сообщили, что терпят большие убытки из-за кинопиратства. Это приводит к тому, что существенная часть дохода не возвращается в африканскую экономику. Для решения этой проблемы нужно менять законодательство, считают эксперты. 
  • Кроме того, лишь 19 африканских стран предлагают местным кинематографистам финансовую поддержку. По мнению аналитиков, этого недостаточно для роста индустрии.

Фото обложки: Netflix

Копировать ссылкуСкопировано