Оксана Бондаренко: В 2021 году Музей Транспорта Москвы запустил проект «Станция Музейная», в рамках которого на разных станциях метрополитена появляются плакаты о настоящем и будущем городского транспорта. Для музея это, с одной стороны, продолжение мировой и советской традиции городского плаката, с другой — возможность общаться с аудиторией с помощью выразительных графических образов.
Первая серия «Станции Музейной» — «Зеленая ветка» — была посвящена экологии общественного транспорта; команде показалось логичным реализовать ее на Замоскворецкой — зеленой — ветке. Затем последовал новогодний проект «Истории людей глазами транспорта»: в подуличных переходах станций и на наземных остановках появились 24 комикса о жителях города. Третьей серией стал «Экобукварь», опять-таки на Замоскворецкой: коллекция плакатов с экологическими терминами из мира транспорта. Букварь сменила экспозиция, посвященная выставке Музея Транспорта Москвы «Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра»: истории с культовых обложек журнала «Техника – молодежи» 1950–1980-х годов связали с современным транспортом, показав, как футуристические фантазии инженеров стали нашей реальностью.
«Слушай, а это Зеленая ветка?», запущенный при поддержке «МТС Лейбла» и «МТС Музыки», — пятая серия проекта. В ней музей решил поговорить о шумовом загрязнении города.
Музыкальные зарисовки создала композитор, саунд-продюсер и бывшая бас-гитаристка группы «Фанни Каплан» Карина Казарян, а плакаты-иллюстрации — цифровые художники группы «Щелочь».
Благодаря тому, что транспорт стал более экологичным и бесшумным, прогуливаясь по Москве, можно услышать, как звучит район, окружающий каждую станцию. Команда музея и композитор Карина Казарян прокатились вдоль Замоскворецкой линии метро с диктофоном в руках, пересаживаясь на разные виды транспорта. Результатом нашего путешествия стал альбом-посвящение из 24 треков — по одному на каждую станцию зеленой ветки.
Самым важным и сложным этапом стало создание самих треков. Вместе с композитором Кариной Казарян мы провели первоначальное исследование мест, которые хотели записать, но, когда вышли в город, поняли, что получим намного больше материала, чем планировали изначально.
Не менее сложной стала задача передать настроение каждой станции. Чтобы люди, которые, например, никогда не были в Москве, могли через наш плейлист совершить путешествие по Замоскворецкой линии, просто надев наушники.
Конечно, на центральных станциях больше многообразия звуков. Это связано с тем, что на каждой из них есть что-то такое, что притягивает туда людей. Но и на периферийных станциях можно услышать много интересного — например, пение редких птиц или рассказ местных гидов о тайнах усадеб.
В этом уникальность акустического пространства Москвы: преодолев путь длиной в 15 минут, можно попасть из динамичного и шумного центра в заповедную зону, где не слышно ничего, кроме шелеста деревьев и пения птиц.
На самом деле найти что-то прекрасное в на первый взгляд чем-то непримечательном, очень легко. Вспомните хотя бы «Симфонию гудков» Авраамова, где музыкальным сопровождением стали заводские гудки, выкрики речевок, свист пара, шум самолетов и другие «машинные» звуки, а местом исполнения — весь город.
В работе над проектом нам очень помогала научно-исследовательская служба музея — вместе с коллегами мы изучили достопримечательности и интересные локации, которые находятся рядом со станциями Замоскворецкой линии.
Послушать весь плейлист можно на сайте Музея Транспорта Москвы, платформе «МТС Музыка» и всех стриминговых сервисах, а также перейдя по QR-коду на плакатах цикла в подземке. По ссылке на сайт музея вы также найдете обаятельные эссе о каждой станции: их здорово читать одновременно с прослушиванием аудиозарисовок.
Фото обложки: Музей Транспорта Москвы