Разобраться, что именно происходит с российской нефтью, куда ее везут, а главное — кто, к понедельнику решили сразу несколько изданий. Сегодня, 26 марта, Financial Times сообщила, что Россия начала прямые поставки нефти в Северную Корею — вопреки санкциям ООН.
Именно на их фоне сотрудничество РФ с новым партнером значительно укрепилось. Более того, по информации FT, в обмен на нефть и технологии Россия получает оружие и боеприпасы, которые, в свою очередь, используются в рамках проведения СВО на территории Украины.
Свою лепту внес и Bloomberg, который до этого писал о последствиях санкций, с которыми столкнулся российский «Совкомфлот», один из лидеров мирового рынка танкерных перевозок. Так, с ним отказался работать крупнейший индийский нефтепереработчик Reliance Industries (а Индия на втором месте после Китая по объемам закупок нефти из РФ). Правда, в последней статье Bloomberg сообщал о том, что на данный момент даже отказ от «теневого флота» не сильно ударил по объемам российского экспорта.
Наконец, с подробным разбором ситуации выступил Forbes. Если вкратце, то ничего нового не происходит: само понятие «теневой флот» (то есть суда, у которых непонятно, кто владелец, и непрозрачно, откуда именно они везут груз) появилось еще в 2018–2019-х: тогда он также использовался, чтобы обойти санкции США против Ирана и Венесуэлы и их поставок нефти на мировые рынки. Сейчас Запад борется с тем, чтобы не дать обходить ограничения уже российской нефти: прежде всего, максимальную цену в $60 за баррель, действующую в Европе.
Что касается того, насколько болезненными являются для российского сырья попытки Запада бороться с теневыми перевозками, то, по мнению собеседников Forbes, все не так страшно. Прямые ограничения коснулись нескольких десятков танкеров, в то время как «в темную» нефть из РФ перевозят до полутора тысячи судов. Кроме того, не сидят сложа руки и те, кто попал под санкции. Так, «Совкомфлот» в феврале сменил порты, куда официально приписаны его суда, с Либерии на Габон, и кипрский на Панаму.