КапиталДетали

Новейшие поезда, открытие БКЛ, бесконтактная оплата: как изменился Московский метрополитен за 12 лет и каким он станет к 2030 году

За это время в столичном метро обновили 4 тыс. вагонов.

К 2030 году в Московском метро появятся новые радиальные линии.

Детали

В дептрансе Москвы рассказали о развитии столичного метро. За 12 лет обновили 4 тыс. вагонов поездов, в ближайшее время планируется полностью запустить БКЛ. 

Тенденция

Москва — мировой лидер по темпам обновления подвижного состава метро. С 2011 года вагоны в среднем «помолодели» на 10 лет.

Контекст

Для комфорта пассажиров столичное метро внедряет и другие технологичные решения, например бесконтактную оплату проезда и удаленное пополнение «Тройки».

За чем следить

К 2030 году заработают три новых диаметра D3, D4 и D5 и откроются две новые радиальные ветки. 

Детали

Глава дептранса Москвы Максим Ликсутов рассказал, как развивается столичный метрополитен. Например, за 12 лет удалось обновить 4 тыс. вагонов поездов. 

  • Правительство Москвы продолжает работать над обновлением подвижного состава метро. В частности, по словам Ликсутова, на Большой кольцевой линии (БКЛ) — самой большой линии метро в мире — запустят только новейшие российские поезда. Полностью она откроется в первом квартале 2023 года.
  • Накануне мэр столицы Сергей Собянин провел технический пуск северо-восточного участка БКЛ от станции «Электрозаводская» до станции «Савеловская». До конца текущего года также состоятся технические пуски восточного и южного участков.

Тенденция

Москва — мировой лидер по темпам обновления подвижного состава метро.

  • С 2010 года доля новых поездов увеличилась с 12% до 66%. К 2023-му показатель достигнет 80%.
  • С 2011-го вагоны в среднем «помолодели» на 10 лет. На сегодняшний день в Москве один из самых молодых парков вагонов метро по сравнению с городами Европы и США, отметил Сергей Собянин.
  • Среди самых значимых проектов по модернизации столичной подземки — запуск поезда нового поколения «Москва-2020». Состав обладает рядом преимуществ: у вагонов широкие двери (+28% по сравнению с обычными) для более быстрого входа и выхода пассажиров, новейшая система информирования, включая увеличенные ЖК-дисплеи со схемой метро и увеличенные тач-экраны для построения маршрутов, USB для зарядки гаджетов, пониженный уровень шума (на 15%). 100 таких составов уже курсируют на Кольцевой, Большой кольцевой и Калужско-Рижской линиях. 

Стремительно обновляется и наземный транспорт.

  • На долю Москвы приходится 90% поставок вагонов метро, 85% пригородных электропоездов и 70% трамваев отечественного производства, что особенно важно для импортозамещения.
  • За последние 10 лет на дороги, в метро и на железные дороги вышло 19 тыс. единиц новой техники.
  • В результате средний возраст автобусов снизился на 7 лет, трамваев — на 8, поездов пригородного сообщения — на 15.
  • Также в городе появляется все больше электробусов. По словам первого замглавы дептранса Москвы Романа Латыпова, департамент уже выделил средства на покупку 500 электробусов в 2023 году взамен такого же числа автобусов.

Контекст

Комфорт пассажиров московского метро повышают не только современные вагоны, но и множество других технологичных решений.

  • Система Face Pay ускоряет проход через турникеты. С 2021 года она функционирует на всех станциях метро и МЦК. Таким образом, Москва стала первым городом в мире, где эта система заработала в таком масштабе (на тот момент более чем на 240 станциях). За 2022-й услугой воспользовались около 35 млн раз. Face Pay появится и на МЦД.
  • Бесконтактно оплатить проезд можно и другими способами, например приложив к турникету банковскую карту или смартфон на Android (смарт-часы или умный браслет). С 2021 года заработала виртуальная карта «Тройка», ее можно открыть, например, в приложении «Метро Москвы». Турникеты с системой бесконтактной оплатой обозначены специальными наклейками.
  • Более половины всех поездов оборудованы системой обеззараживания воздуха. По словам Ликсутова, она уничтожает до 95% вирусов и бактерий, а также частично защищает от заражения COVID-19.
  • В октябре 2022 года в кассах метро установили индукционные петли для слабослышащих. Это облегчит таким пассажирам процесс покупки билета.

Перемещение по столице на метро облегчает также набор цифровых сервисов.

  • Например, в приложении «Метро Москвы» можно построить маршрут, оценить загруженность в вагонах, а также активировать и пополнить карту «Тройка» (при наличии NFC на смартфоне). Положить деньги на карту удаленно, то есть не обращаясь в кассы и автоматы, можно и следующими способами: через приложение «Госуслуги Москвы», онлайн-приложения банков, на сайте или по SMS (необходимо отправить сообщение с текстом «troika номер карты сумма пополнения» на номер 3210).
  • Пассажирам помогает чат-бот Александра, например она рассказывает, как работает подземный и наземный транспорт и как перенести баланс с одной карты «Тройка» на другую. С момент запуска в декабре 2020 года она ответила на 2,4 млн вопросов. С чат-ботом можно легко связаться в соцсетях и мессенджерах. 
  • Приложение «Город» — это программа лояльности. Она позволяет копить баллы за пополнение «Тройки» и покупки у партнеров программы. Ими можно оплатить, например, мобильную связь или интернет. 
  • В сентябре 2022 года в Москве протестировали новую услугу. На автоматах по продаже билетов разместили QR-коды — отсканировав их, можно вызвать кассира при необходимости. 

За чем следить

Уже сейчас можно представить, как будет выглядеть московский метрополитен к концу десятилетия. 

Фото: metromap.moscow
  • В нем замкнется Большая кольцевая линия, заработают три новых диаметра D3, D4 и D5, а также откроются две радиальные ветки 13 и 14. 
  • БКЛ предложили обозначить на схемах антрацитовым цветом (почти черным) для контрастности. Пока у этой линии бирюзовый цвет, в продолжение бывшей Каховской линии. 
  • Новая схема лучше отражает географию города, напоминая именно карту. Поскольку линии уже выходят за границы МКАД, связывая центр города с Подмосковьем, на ней появился контур кольцевой автодороги. Так легче ориентироваться и прокладывать маршрут, отмечают разработчики.
  • На карту добавили еще одну удобную деталь — на всех наземных пересадках указано, сколько минут займет переход. 
  • В «МосТрансПроекте» уточнили, что схема пока неофициальная и в нее еще, возможно, внесут корректировки.
Копировать ссылкуСкопировано