КапиталДетали

Новый центр БПЛА

В Южно-Сахалинске открыли самый большой на Дальнем Востоке аэровокзальный комплекс, в Новосибирской области создадут научно-производственный центр БПЛА, в Тобольске реконструируют судостроительный завод.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

В Южно-Сахалинске открыли новый аэровокзальный комплекс

7 августа 2023 года в Южно-Сахалинске открылся самый большой на Дальнем Востоке аэровокзальный комплекс. 

Факты

  • Аэропорт Южно-Сахалинск имени А.П. Чехова был построен в 1945 году. Он расположен в южной части Южно-Сахалинска, в районе Хомутово, и является базовым для дальневосточной государственной авиакомпании «Аврора». С 1995 года он имеет статус международного.
  • В 2022 году аэропорт Южно-Сахалинска обслужил около 1,3 млн пассажиров, что на 11,5% больше, чем в 2021 году.
  • Из Южно-Сахалинска осуществляют полеты авиакомпании «Аэрофлот», S7 Airlines, «Аврора», «ИрАэро» и «Якутия». Есть также один зарубежный авиарейс в китайский город Харбин.
  • В 2015 году на территории аэропорта ввели в эксплуатацию новое здание багажного терминала. В 2016-м завершена модернизация взлетно-посадочной полосы: участок полосы длиной 2200 метров был укреплен и расширен до 60 метров.
  • Новое здание аэровокзала в Южно-Сахалинске начали строить в 2017 году, однако затем проект был заморожен. В 2021-м для реализации проекта нового аэровокзала было создано совместное предприятие АО «Восточные ворота страны».
  • Инвестиции в новый аэровокзал составили 12,5 млрд рублей.
  • На торжественной церемонии открытия нового здания был принят первый рейс авиакомпании «Россия» из Москвы.

Перспективы

  • Новое здание аэровокзала в Южно-Сахалинске стало самым крупным на территории Дальневосточного федерального округа. Площадь терминала составляет более 47,5 тыс. кв. метров.
  • Новый аэровокзал рассчитан на пассажиропоток до 5 млн человек ежегодно, что в 5 раз больше, чем у старого здания.
  • В аэропорту предусмотрено 11 выходов на посадку с телескопическими трапами, 26 стоек регистрации (в старом здании их пять), 21 точка торговли, 43 кабины паспортного контроля, а также 18 пунктов досмотра. Создана автоматическая система обработки багажа, которая за час пропускает более 1200 чемоданов и сумок, включая негабаритные.
  • В новом здании есть оборудованная комната матери и ребенка; комната отдыха; терминалы, где можно распечатать посадочные талоны; кресла с розетками для зарядки телефонов. Аэровокзал следует экологическим стандартам: по всему зданию расставлены корзины для раздельного сбора мусора.
  • В аэропорту предусмотрено место для проведения небольших выставок. Сейчас там проходит выставка работ сахалинских художников.
  • Перед новым зданием аэропорта планируют разбить вишневый сад, поскольку аэропорт носит имя Чехова.
  • На данном этапе продолжается строительство московским ООО «Региональная строительная компания» новой взлетно-посадочной полосы длиной 3,4 км и шириной 60 метров. Она спроектирована с учетом всех сейсмических норм и сможет принимать лайнеры типа Ан-124 «Руслан» (по габаритам) и Boeing-747-8F (по нагрузке). Ее введут в эксплуатацию в 2024 году. 

Риски

  • Неочевидна потребность Сахалина в аэровокзальном комплексе такого масштаба. Рост пассажиропотока в 4–5 раз, в соответствии с возможностями нового аэропорта, крайне маловероятен.
  • Как старое здание аэропорта, так и новое расположены в черте города Южно-Сахалинска. Рост числа авиарейсов может повлиять на шумовое загрязнение города и увеличить выбросы в атмосферу.
  • Расширение аэропорта увеличит нагрузку на автомобильные дороги. Необходима реорганизация схемы дорожного движения вокруг аэропорта и пешеходной инфраструктуры.
  • В аэропорту или рядом с ним не хватает некоторых базовых элементов инфраструктуры, таких как аэровокзальный отель и автозаправочная станция.

В Новосибирской области создадут научно-производственный центр БПЛА

На образовательном интенсиве «Архипелаг 2023» стало известно о создании научно-производственного центра беспилотников на базе научно-технологического парка в Академгородке в Новосибирске.

Факты

  • В 2022 году мировой рынок беспилотников оценивался в $22,3 млрд. По прогнозам, в 2028 году он может достигнуть $63,7 млрд.
  • На территории РФ в 2021 году было произведено около 2500 беспилотников, в 2022 году — более 5000.
  • В России разработкой БПЛА занимаются несколько компаний. Самыми крупными являются петербургская ГК «Геоскан» и московская компания «Аэромакс».
  • На данный момент в России зарегистрированы 73 беспилотных воздушных судна массой свыше 30 кг. Беспилотников меньшей массы зарегистрировано 84 655 единиц.
  • В настоящее время в России действуют два научно-производственных центра БПЛА: федеральный центр БАС (беспилотных авиационных систем), созданный правительством Москвы, Минпромторгом РФ и платформой «Национально-технологическая инициатива», и центр БПЛА в Самарской области, где партнерами являются правительство Самарской области и частная компания «Транспорт будущего».
  • На создание центра БПЛА в Новосибирске будет потрачено 2 млрд рублей, половину суммы выделит государство из федерального бюджета.
  • Научно-производственный центр беспилотников будет создан во взаимодействии с Новосибирским государственным техническим университетом и Сибирским научно-исследовательским институтом авиации имени С.А. Чаплыгина.

Перспективы

  • Центр беспилотников будет построен в Академгородке на площадке уже существующего технопарка. Для него будет выделено 160 тыс. кв. метров имеющейся площади, а еще 65 тыс. построят дополнительно.
  • Новый летно-испытательный комплекс будет занимать 360 га. Кроме того, в 14 км от технопарка в Академгородке расположен действующий летно-испытательный центр — Бердский аэродром.
  • Дополнительные площадки центра будут открыты на базе Новосибирского государственного технического университета и Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С.А. Чаплыгина.
  • Научно-производственный центр БПЛА будет заниматься разработкой и развитием производства беспилотных летательных аппаратов, экспертизой проектов.
  • Одной из разработок центра станет тяжелый беспилотник «Партизан». Его начали разрабатывать в Сибирском научно-исследовательском институте авиации в 2019 году. При максимальной взлетной массе более 3,3 тонны БПЛА «Партизан» способен переносить до 1 тонны веса на расстояние до 1 тыс. км. 10 серийных экземпляров «Партизана» планируют выпустить к 2024 году.
  • На площадке научно-производственного центра в Новосибирске также в течение двух лет будет запущено серийное производство тяжелого ударного беспилотника «Охотник». Беспилотник имеет массу около 20 тонн, дальность полета — 6 тыс. км, он способен переносить управляемые ракеты и авиабомбы.
  • На национальный проект по наращиванию выпуска беспилотников в РФ, который рассчитан на 2024–2026 годы, будет направлено 300 млрд рублей.
  • В 2024-м в России планируют выпустить около 18 тыс. крупных и средних беспилотников. К 2030 году РФ выйдет на производство 32 тыс. БПЛА в год, обеспечив 70% внутреннего спроса.

Риски

  • Развитие отечественного рынка БПЛА сопровождается логистическими и санкционными рисками. До 2022 года российские беспилотники состояли в основном из западных комплектующих, а после введения санкций пришлось перейти на китайские. Тем не менее недавно Китай ввел ограничения на экспорт БПЛА и их компонентов, включая двигатели и другие запчасти. В таких условиях новый центр может рассчитывать только на российские разработки и компоненты.
  • До сих пор разработка БПЛА в России являлась очень длительным процессом, в связи с чем тяжелые беспилотники так и не были запущены в серию. Пока неясно, удастся ли ускорить производство в рамках нового проекта в Новосибирске.

«Межрегионфлот» вложит 3 млрд рублей в модернизацию Тобольского судостроительного завода

На предприятии в Тюменской области планируют построить 20 несамоходных барж вместимостью до 5 тыс. тонн и 10 самоходных сухогрузов-контейнеровозов вместимостью до 10 тыс. тонн.

Факты

  • Тобольский судостроительный судоремонтный завод расположен в рабочем поселке Сумкино, входящем в черту города Тобольска в Тюменской области. Владельцами завода являются ООО «Межрегионфлот» (90%) и аффилированное с ним ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство» (10%). 
  • В августе 2023 года стало известно, что «Межрегионфлот» и «Обь-Иртышское речное пароходство» планируют осуществить модернизацию Тобольского судостроительного судоремонтного завода. Реконструкция завода уже проводилась в 2020 году: были достроены корпуса, обновлен парк кранов, поставлено новое оборудование.

Перспективы

  • Объем инвестиций в модернизацию завода составит порядка 3 млрд рублей.
  • В рамках судостроительной программы, реализуемой «Межрегионфлотом» на заводе, планируется построить 20 несамоходных судов (барж) смешанного плавания «река-море». Срок строительства каждой — около 7 месяцев. С 2021 года было построено и спущено на воду три баржи из этих 20, грузоподъемность каждой из них составляет 5 тыс. тонн.
  • В июне 2023 года на заводе было заложено самоходное универсальное судно-контейнеровоз 72SDC14017 длиной 140 метров, грузоподъемностью до 9,25 тыс. тонн, вместимостью до 450 контейнеров. Сдача судна планируется в 2025 году. В будущем планируется построить не менее десяти таких судов.
  • В результате модернизации завод станет четвертым в России, способным строить суда смешанного плавания «река-море» грузоподъемностью до 10 тыс. тонн.
  • В перспективном плане строительства гражданских судов Минпромторга планируется выпуск 985 судов до 2035 года, из них 525 — речные суда и суда смешанного плавания «река-море».
  • Сейчас в России эксплуатируется порядка 11 тыс. грузовых речных судов и судов смешанного плавания и порядка 1 тыс. пассажирских. В 2022 году, как и в 2021-м, было сдано в эксплуатацию около 60 гражданских речных судов и судов типа «река-море», среди них более половины — несамоходные суда (баржи, понтоны и другие).

Риски

  • Ключевой проблемой российского речного флота являются темпы старения судов, превышающие строительство новых. По данным 2021 года, средний возраст грузовых транспортных судов составлял 37 лет. За последние 20 лет речной флот в связи со старением и списанием судов сократился на четверть. 
  • Наиболее сложным для российского судостроения экспертам видится 2024 год, так как в 2023-м  на воду спускают корабли, построенные с использованием западного оборудования (например, винторулевых колонок), поставленного до весны 2022 года. Затем ожидаются трудности, связанные с поиском новых поставщиков.
  • Планы Тобольского завода имеют ограниченную перспективу, предполагая выпуск порядка 30 новых судов. Сроки выпуска этих судов остаются неизвестными. Постоянное серийное производство в обозримой перспективе не планируется.
Копировать ссылкуСкопировано