Культурный кодДетали

Новый год Чыл Пазы: что принято жечь, есть, пить и петь во время праздника

«Московские новости» продолжают цикл материалов о региональных праздниках народах России. В Хакасии сегодня отмечается Чыл Пазы — он же Новый год. Празднование традиционно проходит 22 марта, в день весеннего равноденствия, и символизирует собой начало нового жизненного цикла. Встреча духов, разжигание священных костров и обряд очищения — рассказываем об истории праздника и самых красочных традициях и обрядах Чыл Пазы.

Что такое Чыл Пазы и в чем суть праздника

Чыл Пазы (в переводе с хакасского «Голова Года») — один из главных праздников хакасского народа, традиционно отмечаемый 22 марта. Дата выбрана не случайно. Хакасский календарь выстроен на основе солнечных и лунных циклов, а главные народные праздники отмечаются в соответствии с ключевыми датами солнечного календаря — в дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), а также в дни летнего и зимнего солнцестояния (22 июня и 22 декабря).

Фото: пресс-служба главы Республики Хакасия

Как готовились к Чыл Пазы

Именно с Чыл Пазы в Хакасии традиционно начинался сельскохозяйственный год. Считалось, что в этот день духи гор, воды и земли возвращались на землю с небес и с их возвращением просыпалась природа и начинался новый жизненный цикл. 

  • Жители одного аала (аал — поселение сельского типа в Хакасии) всегда отмечали праздник вместе. К встрече Нового года старательно готовились в каждой семье — шили новую одежду, тщательно убирались в доме.
  • К началу Чыл Пазы юрты полностью очищали от грязи, снега и пыли, проветривали дымоход, перебирали и перетряхивали постели. Однако, согласно традиции, необходимо было оставить около дверей дома маленькую соринку — чтобы с мусором не вымести из дома удачу.
Фото: Министерство культуры республики Хакасия

Обряды и традиции Чыл Пазы

Празднование Нового года в Хакасии растягивалось на несколько недель. Оно сопровождалось множеством традиционных обрядов, каждый из них имел свое определенное значение.

Первое кукование кукушки

Чыл Пазы начинался с кукования первой кукушки, считавшегося сигналом начала весны, и заканчивалось с первыми раскатами грома в мае. В день равноденствия все жители аала обязательно встречали восход солнца, символизирующий начало нового года.

Во время первого кукования кукушки нельзя было выходить на улицу натощак. Считалось, что если услышишь первый голос кукушки натощак, весь год будешь голодным. В этом случае надо сказать: «Мир тохпын» («Я сыт») — тогда кукушка будет обманута.

Встреча восхода солнца

Первый обряд наступившего года. Рано утром все жители аала собирались на ближайшей к поселению возвышенности и совершали моление на первый в новом году восход солнца. Как правило, молитву произносил почетный старец.  После молитвы возвращались по домам. В каждой юрте обязательно находились «теси» — изображения почитаемых духов-предков. Еще одним обрядом во время Чыл Пазы было ритуальное кормление семейно-родовых тесей.

Пир «Той»

Неотъемлемой частью празднования Нового года в Хакасии был большой праздничный пир, во время которого жители аала наносили друг другу визиты и угощались приготовленными блюдами. Во время тоя надо было обязательно зайти в каждую юрту, вне зависимости от положения живущей там семьи и взаимоотношений с ней. Люди приветствовали друг друга и произносили фразу: «Пришел Новый год, снялась змеиная шкура». Хозяин юрты зачерпывал небольшой деревянной чашкой арак (алкогольный напиток, распространенный в Хакасии), просил благополучия для скота и брызгал его вверх и по сторонам юрты. После этого отливал немного арака в огонь, а оставшийся выпивал. Следующую чашку арака подавали по очереди каждому из гостей — на мужской половине хозяин угощал мужчин, на женской — хозяйка женщин. Вместе с этим на столы накрывалось угощение — пызлах (домашний сыр), сметана и чай с печеньем.

Разжигание костров — обряды благодарения и очищения

Фото: ddn24.ru

Одним из самых важных обрядов во время Чыл Пазы было разжигание трех больших костров, каждый из которых становился центром отдельного ритуала. Они разводились в определенном месте рядом со священным деревом хакасов – березой. Каждый костер располагался с конкретной стороны. На восточной стороне горел сакральный костер — «Огонь благодарения». Ему поклонялись и просили у его особенного, живительного огня удачи в предстоящем году, богатого урожая, удачного года и хорошей судьбы. Кроме того, костер обязательно «подкармливали» кусочками мяса и сыра и каплями молока — в знак благодарности за то, что он берег людей всю зиму.

«О, сорокозубая Мать-Огонь, тридцатизубая Дева-мать с красными пламенными зубами… Чтобы жизнь не прекращалась и жилище не разрушалось, мы тебя славим!» — наговор, который произносили во время обряда.

На юго-западной стороне разводился костер, на котором в специальном котле — «хазане» — готовили пищу из лучшего мяса (как правило, из баранины) и молока. Затем приготовленной едой угощали соседей и гостей, чтобы забыть и простить все обиды. На северо-западе разводился особый костер — «Огонь очищения». В его огне, считавшемся священным, сжигали «чалама» — черные ленты, завязанные определенным количеством узлов. Узлы символизировали грехи, беды и болезни, которые преследовали человека в прошедшем году. 

Почитание священной березы

Помимо черных чалама, хакасы использовали также белые, красные и синие ленты. Если черная лента символизировала беды и несчастья, то цветные несли в себе положительные смыслы. Белая лента означала чистоту помыслов, красная — солнце, тепло и достаток, зеленая — жизнь, а синяя была символом чистого неба и связи с «верхним миром».  Цветные чалама использовались в обряде «Пай-Хазын». Во время него люди записывали на ленты просьбы о даровании успешного года и привязывали их к священной березе «хазын», причем перед этим нужно предварительно трижды обойти дерево.

Фото: Министерство культуры республики Хакасия

Помимо древних обрядов, на праздник Чыл Пазы обязательно проводились самые разные развлечения — театрализованные представления, концерты, спортивные состязания и выставки национальной культуры.

Фото: Министерство культуры Республики Хакасия

Первый гром

Сигналом к окончанию празднования становились первые раскаты грома в мае. В этот момент надо было оббежать три раза по ходу солнца вокруг юрты, окропить землю рядом с ней айраном и громко сказать: «Элем-Салам!» («Пусть выйдет Старый год, пусть зайдет Новый год!»). Считалось, что первый весенний гром очищает землю от нечисти ушедшего года.

Чыл Пазы в 2025 году

В 2025 году Чыл Пазы будет посвящен Году защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Каждый город и каждый район Хакасии представит в своих юртах земляков, ставших героями Великой Отечественной войны и других военных конфликтов. В рамках празднования Чыл Пазы в Хакасии пройдут театральные представления, сакральные обряды с благодарением огня и благословением на благополучие в предстоящем году и многие другие мероприятия.

Фото обложки: пресс-служба главы Республики Хакасия

Копировать ссылкуСкопировано