КапиталДетали

Новый терминал

Новый металлургический завод заработал в Челябинской области, в Санкт-Петербурге построят вторую очередь аэропорта Пулково, завод по переработке сои откроют в Амурской области.

Главные события и тренды в региональном бизнесе за последнюю неделю — в материале обозревателя «Московских новостей».

Новый металлургический завод в Челябинской области

Компания «Стил Армор» будет производить сталь и выпускать готовую продукцию из нее — это главная цель запуска производства. Потребителями станут горно-обогатительные комбинаты России и стран СНГ. Общая мощность предприятия составит 35 тыс. тонн в год, а число новых рабочих мест превысит 500.

Факты

  • ООО «Стил Армор» — компания, зарегистрированная в августе 2019 года в городе Кыштыме Челябинской области. Основной вид деятельности — торговля металлами и металлическими рудами.
  • Открытый завод — первый для «Стил Армор». В режиме опытно-промышленной эксплуатации он был запущен феврале 2022 года.

Перспективы

  • На заводе будет производиться сталь и готовая продукция: конуса дробилок из марганцевой стали (предназначены для измельчения породы) и футеровки из хром-молибденовой стали (предназначены для защиты механизмов мельниц барабанного типа). Эти изделия широко применяются в горнодобывающей отрасли. После ухода с российского рынка ряда зарубежных поставщиков на некоторых предприятиях возник дефицит этих расходных материалов.
  • На предприятии будет создано более 500 рабочих мест. Объемы отчисляемых налогов в бюджеты всех уровней в 2023–2027 годах составят 4,7 млрд рублей. Объем инвестиций в проект не раскрывается.
  • Потребителями станут горно-обогатительные комбинаты России. Кроме того, продукцию планируется отправлять на экспорт в страны СНГ.
  • Проектная мощность предприятия составляет 35 тыс. тонн готовой продукции в год — планируется, что завод выйдет на нее к концу 2023 года. Первая партия будет отгружена в конце марта.
  • На предприятии будут применяться технологии рециклинга: основным сырьем для новой продукции станут уже отработанные детали. Такой подход снизит стоимость изделий, а также нагрузку на окружающую среду.

Риски

  • Компания «Стил Армор» не является крупным игроком на рынке. Более того, до сих пор она занималась только торговлей металлами, но не их производством. Выручка компании «Стил Армор» в 2021 году составила 8,1 млн рублей, а чистая прибыль оказалась отрицательной, составив -50,2 млн рублей. Негативные значения демонстрируют и другие финансовые показатели: стоимость предприятия составляет -48,7 млн рублей, рентабельность продаж -239,5%.
  • В марте 2022 года Евросоюз запретил импорт из России стального проката. Это заставляет производителей перенаправлять продукцию на внутренний рынок, таким образом повышая конкуренцию внутри России. При этом потребление металлопроката в России в 2022 году также упало — до 39 млн тонн (на 4%).

Вторая очередь аэропорта Пулково

Правительство Санкт-Петербурга совместно с ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» и АО «Аэропорт «Пулково»» подписали дополнительное соглашение, которое предусматривает создание, реконструкцию и эксплуатацию аэродромной и аэровокзальной инфраструктуры.

Факты

  • Международный аэропорт Пулково располагается в 15 км от центра Санкт-Петербурга в Московском районе города.
  • Пулково стало первым российским аэропортом, который развивается на основе государственно-частного партнерства — соглашение об этом было подписано в 2010 году. В воздушной гавани действуют две взлетно-посадочные полосы. Всего из Пулково сейчас летают 42 перевозчика, из них 24 — российские авиакомпании.
  • ООО «Воздушные ворота Северной столицы» — компания, получившая аэропорт Пулково в концессию и осуществляющая управление. Она была зарегистрирована 26 апреля 2006 года.
  • Соглашение о создании второй очереди аэропорта было заключено между ООО «Воздушные ворота Северной столицы» и правительством Санкт-Петербурга 3 июня 2021 года в рамках Петербургского международного экономического форума.
  • Дополнительное соглашение, заключенное в 2023 году, продлило действие концессии для ООО «Воздушные ворота Северной столицы» до 2060 года (предыдущее соглашение предполагало, что концессия будет действовать до 2040 года).
  • Вторая очередь развития Пулково предусматривает строительство нового терминала. В рамках проекта будут созданы новые посадочные галереи с телетрапами, комфортными зонами для пассажиров, а также специализированные площадки противообледенительной обработки самолетов.
  • На строительство аэропортовой инфраструктуры в 2021 году планировалось привлечь 40 млрд рублей. Затем называлась сумма в 60–70 млрд. Итоговая стоимость строительства будет определена после завершения проектирования.
  • Срок реализации проекта может составить 3,5–4 года.

Перспективы

  • ООО «Воздушные ворота Северной столицы» в ближайшее время приступит к проектированию новой посадочной галереи внутренних линий и сопутствующей инфраструктуры.
  • Реконструкция отдельных перронов аэропорта расширит возможности приема и стоянки воздушных судов.
  • Специализированные площадки противообледенительной обработки самолетов позволят повысить регулярность полетов в зимний период.
  • Планируемые решения обеспечат высокую пропускную способность аэровокзального комплекса: если сейчас терминал позволяет обслуживать 22–25 млн пассажиров в год, то после модернизации это значение может возрасти до 40 млн.
  • Проект будет полностью финансироваться за счет частных инвестиций. Их привлечение обеспечат акционеры, включая стратегического партнера города — ВТБ.

Риски

  • Власти Санкт-Петербурга хотели начать реализацию проекта еще в 2021 году. Тогда планировалось завершить проектирование в 2022-м, а в начале 2023 года — запустить саму стройку. Ввести комплекс в эксплуатацию ранее планировалось в 2025 году.
  • Еще в 2021-м глава ВТБ Андрей Костин указывал, что акционеры прорабатывают вариант увеличения объема инвестиций в строительство нового терминала. На фоне роста стоимости строительных материалов и работ объем необходимых средств может существенно возрасти.
  • Один из акционеров ООО «Воздушные ворота Северной столицы» — немецкая компания Fraport AG — приняла решение о выходе из состава акционеров. Более того, компания намерена вернуть все вложенные в «Воздушные ворота Северной столицы» средства.
  • Пассажиропоток аэропорта достиг своего максимума в допандемийный 2019 год, когда Пулково приняло 19,6 млн чел. В 2020 году пассажиропоток сократился практически вдвое — до 10,94 млн чел. В 2021–2022 годах аэропорт посетили 18 млн и 18,14 млн человек. За 3 года пандемии и из-за санкций аэропорт потерял почти 70% международного трафика. На данный момент пассажиропоток в Пулково так и не восстановился.

Завод по переработке сои в Амурской области

Группа компаний «Содружество» выбрала площадку для строительства завода по переработке сои рядом с ТОР «Амурская». Специально под проект власти планируют расширить границы ТОР для предоставления инвестору льгот.

Факты

  • Международная агропромышленная группа ГК «Содружество» была основана в 1994 году. Основными направлениями деятельности являются производство соевого и рапсового масла, шрота, лецитина, соевого белкового концентрата. Базовый актив — производственный комплекс в Калининграде — является одним из крупнейших предприятий по глубокой переработке семян масличных культур в РФ. Кроме того, ГК владеет заводами в Беларуси, Турции и Бразилии.
  • На данный момент «Содружество» — один из лидеров по поставкам сои в России и по производству и поставкам шрота.
  • Впервые строительство перерабатывающего производства в Амурской области обсуждалось в феврале 2019 года на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Тогда было подписано соглашение о сотрудничестве с правительством региона о реконструкции инвестором перевалочного зернового пункта в Ромненском районе и строительстве рядом с ним предприятия по переработке масличных культур.
  • Его мощность составит 1,5 тыс. тонн в сутки или около 500 тыс. тонн в год.
  • На начальной стадии производство будет нацелено на выпуск соевого шрота и масла, а затем может быть налажена более глубокая переработка соевого сырья с выпуском изолята соевого белка.
  • Инвестор планирует вложить в строительство завода 12 млрд рублей.

Перспективы

  • После запуска производства на заводе будут работать 500 человек.
  • В планах компании завершить все этапы экспертизы в ноябре-декабре 2023 года, а в 2024 году начать строительство предприятия. Запуск завода запланирован на сезон сбора урожая 2025 года. 
  • Амурская область является одним из регионов-лидеров в России по посеву сои. За прошлый год урожай составил 1,6 млн тонн. Доля области в сборе сои в Дальневосточном федеральном округе составляет 68% и около 24% — в целом по стране. Это приводит к наличию излишков сои на региональном рынке, в результате бобы экспортируются в Китай. Строительство нового перерабатывающего завода позволит вовлечь в производство излишки сои и выпускать продукцию с высокой добавочной стоимостью.
  • В 2022 году в России наблюдался рост сбора сои. По данным Минсельхоза РФ, в целом по стране было собрано 5,75 млн тонн сои, что на 22,6% больше, чем в 2021 году. Это приводит к снижению цен на сырье на внутреннем рынке. Так, на данный момент 1 тонна сои стоит около 35–36 тыс. рублей в сравнении с примерно 38 тыс. в начале 2022 года.
  • Граничащий с Амурской областью Китай является одним из крупнейших мировых потребителей сои. В будущем инвестор может наладить экспорт продукции с нового завода.

Риски

  • Основным препятствием для поставок продукции с нового завода в европейскую часть России будет транспортная инфраструктура. Грузоотправители сои из ДФО сталкиваются с проблемами отгрузки сырья по железной дороге, из-за этого часть соевых бобов остается нереализованной. В таком случае значительная часть продукции с амурского завода может быть направлена на экспорт, а не на внутренний рынок.
  • Импорт соевых бобов в Россию с начала сезона в сентябре 2022 года по январь 2023-го снизился примерно на 13% — до 685 тыс. тонн. Это может отрицательно сказаться на выручке и прибыли «Содружества» как одного из основных импортеров сои в Россию.
Копировать ссылкуСкопировано