Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Нужно ли переживать из-за дефицита сливочного масла

Что ни октябрь, то тревожные новости для потребителей. В прошлом году россияне столкнулись в дефицитом яиц, сейчас заговорили о сливочном масле. Производители сокращают поставки, однако в отрасли уверяют, что масла хватит на всех. Разбирались, что происходит.

Станет ли сливочного масла меньше

В этот раз в центре внимания оказалось сливочное масло. По сведениям «Известий», крупные российские производители продукта (федеральные и крупные региональные) начали приостанавливать или сокращать его отгрузки торговым сетям. Речь идет о марках «Простоквашино», «Село Зеленое», «Масло сливочное крестьянское» и др. В качестве причин называют растущие издержки и дефицит сырья. 

Более того, как сообщило издание, компенсировать выросшие затраты компании ожидаемо планируют за счет повышения цен на свою продукцию. В среднем на 10% подорожают товары «Савушкина», «Агросилы», «Алабуга Соте» и «Молвеста», на 16% — у «Милкома» и на 20% — у «Альметьевского».

Ответ производителей молока не заставил себя ждать. Некоторые компании выступили с опровержением: например, «Агросила» заявила, что не сокращала поставки сливочного масла и не планирует это делать, так же, как и не сталкивалась с дефицитом сырья. В «Молвесте» и в Кунгурском молочном комбинате сообщили, что, наоборот, наращивают объемы производства.

Позицию участников рынка подтвердили и госструктуры: в Минсельхозе заверили, что российский рынок полностью обеспечен сливочным маслом и его производят в тех же объемах, что и в 2023 году. В «Союзмолоке» также поспешили успокоить потребителей: в организации заявили, что никаких поводов для беспокойства нет. 

Кроме того, компании, о которых идет речь, не занимают существенной доли рынка — по данным «Союзмолока», всего в России насчитывается более тысячи предприятий, которые производят сливочное масло. Из них ведущими являются «Экомилк», «Пепсико», «Молвест», «Доминант», «Валуйское молоко», «Ува-молоко». Для сравнения: бренд того же «Простоквашина» занимает всего 0,2% от рынка. 

Почему сливочное масло дорожает

Однако и участники рынка, и власти признают, что цены на сливочное масло растут. По данным Росстата, в сентябре — более чем на 5% (что стало самым высоким темпом на молочном рынке), а с начала года продукт подорожал на 21,5%. Фактом заинтересовались в ФАС (антимонопольное ведомство направило запрос производителям). Ситуацию пообещали взять на контроль и в Правительстве, заявил вице-премьер Дмитрий Патрушев.

В самой отрасли объясняют такую динамику тем, что издержки и правда растут. Как заявили в «Союзмолоке», те же затраты на сырье увеличились на 20%, зарплата — на 24%. Не говоря уже о влиянии общей инфляции и высоких ставок, по которым кредитуется бизнес. К тому же нынешний скачок цен — это результат также и того, что их сдерживали в течение 2 лет. Пока продовольственные товары в 2023 году подорожали почти на 9%, масло — только на 3,5%. 

Вся эта история напоминает ситуацию, которая к концу года сложилась на российских прилавках с еще одним товаром первой необходимости — яйцами. Впервые о дефиците заговорили в октябре 2023 года, а к середине декабря на фоне резко выросшего спроса стоимость товара выросла в 1,5 раза. При этом сами производители уверяли, что объем поставок не сокращался и нехватки яиц нет. В скачке цен компании винили искусственно созданный ажиотаж и панику. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное