Что происходит
Депутаты Госдумы обсуждают проект о регулировании системы рекомендаций в соцсетях.
История вопроса
Вопрос о регулировании системы рекомендаций начали обсуждать в Госдуме в феврале 2021 года. Пока законопроект так и не внесли на рассмотрение.
Аргументы
Непрозрачная система рекомендаций может способствовать распространению дезинформации и увеличивать риски социальных конфликтов.
Контраргументы
Представители рынка считают, что принятие законопроекта может понести за собой риски «для всей цифровой экономики»
Тенденция
Законопроект, регулирующий систему рекомендаций, представили весной этого года в США.
Что происходит
Одним из первых законопроектов, внесенных в Госдуму депутатами нового, восьмого созыва может стать инициатива о регулировании системы рекомендаций в социальных сетях, новостных агрегаторах и аудиовизуальных сервисах. Об этом сообщает «Коммерсант».
- Речь идет, например, о таких сервисах, как VK, Instagram, YouTube, «Кинопоиск» и «Яндекс.Музыка».
- Согласно документу, платформы будут обязаны предупреждать пользователей о том, что в рекомендациях им предлагается контент, основанный на анализе их данных. Также пользователям будет предоставляться возможность отключить алгоритмы, которые формируют рекомендации.
- В рабочей версии законопроекта говорится, что компаниям необходимо будет опубликовать документ с правилами использования системы рекомендаций. В нем должен содержаться список собираемых сведений, а также их источники. Данные будут защищены.
История вопроса
- Вопрос о регулировании системы рекомендаций начали обсуждать в Госдуме в феврале 2021 года. Тогда стало известно, что база для соответствующего закона уже подготовлена. Депутаты обратили внимание на то, что алгоритмы сервисов не прозрачны.
- В марте этого же года московское отделение Ассоциации юристов России направило в Госдуму, Минцифры и Совет федерации инициативу, предусматривающую разработку нового регулирования для рекомендательных сервисов. Они считают, что такие алгоритмы должны подвергаться независимому аудиту, а у пользователей должна быть возможность отключать их при желании.
- Начиная с весны разработкой законопроекта занимался комитет по инфополитике. В Госдуме нового созыва его возглавил Александр Хинштейн. Один из членов комитета, депутат Антон Горелкин сообщил, что законопроект дорабатывается.
Аргументы
- В Ассоциации юристов России считают, что рекомендации могут искусственно создавать аномальный интерес к товарам и влиять на общественное мнение, увеличивая риски социальных конфликтов.
- Специалисты считают, что система алгоритмов онлайн-платформ часто удаляет контент, в котором нет запрещенной информации, но при этом оставляет действительно вредоносные материалы.
- На систему рекомендаций в некоторых социальных сетях жаловался и глава Apple Тим Кук. Он отмечал, что сейчас алгоритмы способствуют распространению дезинформации и поляризации общества. По его мнению, иногда из-за рекомендаций пользователи вступают в экстремистские сообщества.
Контраргументы
- Представители рынка считают, что регулирование системы рекомендаций можно сравнить с запретом мерчендайзерам выкладывать на полках товары, которые покупают чаще всего. Принятие законопроекта может понести за собой риски «для всей цифровой экономики», утверждают они.
- Руководитель одного из видеосервисов подчеркивает, что отключение алгоритмов приведет к тому, что пользователь будет видеть меньше интересного для него контента. Это в свою очередь отразится на финансовых показателях компаний.
Тенденция
С инициативой контроля рекомендаций различных платформ также выступили в США.
- В мае 2021-го сенатор Эдвард Марки и конгрессмен Дорис Мацуи разработали закон, запрещающий работу системы алгоритмов в том виде, в котором это происходит сейчас. В частности, документ должен повысить прозрачность методов наполнения сайтов контентом.
- В сентябре текущего года издание The Wall Street Journal опубликовало расследование в отношении Facebook, в котором говорилось, что алгоритмы в Facebook, WhatsApp и Instagram могут причинить вред пользователям. Речь идет об обновлении в 2018 году — в компании хотели, чтобы соцсеть сплотила пользователей, улучшив «социальное взаимодействие» между аккаунтами, но результат получился обратным. Как пишет газета, платформа стала более «злой», поскольку издатели и политики стали публиковать больше «сенсационных» материалов.
- После сбоя в работе Facebook в октябре 2021-го экс-менеджер соцсети Фрэнсис Хоген рассказала, что «рекомендательные алгоритмы настраиваются так, чтобы в ленте всегда были фейки, провокации, буллинг».
- Позже Facebook заявил о готовности предоставить своему наблюдательному совету доступ к системе рекомендаций «умной ленты» и порядку ее формирования.