В Еврейской АО китайские инвесторы планируют построить перевалочный комплекс на границе с КНР
Власти Еврейской АО подписали соглашение о строительстве железнодорожного трансграничного перевалочного комплекса с крупной китайской корпорацией Xuan Yuan.
Факты
- Частная китайская корпорация «Сюань Юань» (Xuan Yuan) образована в 1995 году. Ее штаб-квартира расположена в Харбине — столице провинции Хэйлунцзян, граничащей с Россией.
- Компания занимается международной торговлей (сталью, строительными материалами, декоративными материалами, предметами первой необходимости, текстильными изделиями, химическими продуктами) и инвестированием в строительство.
- Одним из первых проектов данной компании в России было строительство в 1998 году в городе Находка Приморского края торговой улицы (народное название — «китайская стена»), где расположились магазины, склады, а также гостиница и оздоровительный центр.
- В июле 2023 года, помимо строительства перевалочного комплекса, компания Xuan Yuan подписала с правительством ЕАО еще два соглашения. Одно из них предполагает строительство конвейерной системы через реку Амур по перевалке железорудного концентрата и других сыпучих грузов объемом около 10 млн тонн ежегодно, второе — развитие территории санатория «Кульдур» в одноименном поселке Облученского района.
- Российско-китайский «План-2030», в который собираются внести проект строительства перевалочного комплекса, обсуждался во время российско-китайских переговоров в марте 2023 года с участием президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина
Перспективы
- Перевалочный комплекс будет расположен в районе пограничного перехода и
моста «Нижнеленинское-Тунцзян» в селе Нижнеленинское Ленинского района ЕАО. - Площадь перевалочного комплекса составит 1 млн кв. метров, в него войдут несколько площадок для работы с опасными и неопасными грузами.
- Первый этап проекта планируется реализовать в 2024 году. К этому моменту пропускная способность комплекса должна составить 350 тыс. TEU неопасных грузов ежегодно. Потенциал работы с опасными грузами на первом этапе составит 10 тыс. TEU.
- Перевалочный комплекс предполагает хранение сжиженного углеводородного газа, сырой нефти, нефтепродуктов различных марок и продуктов нефтехимии.
- Через пограничный переход и мост «Нижнеленинское-Тунцзян» в Китай планируется экспортировать железную руду, уголь, минеральные удобрения, продукцию лесопереработки. Грузооборот моста составит 20–24 млн тонн ежегодно в обе стороны.
- По инициативе губернатора ЕАО Ростислава Гольдштейна формируется постоянно действующая международная рабочая группа, которая будет специализироваться на вопросах развития совместных с Китаем инвестиционных проектов, трансграничной инфраструктуры, примостовой территории и пунктов пропуска.
- Модернизация старого санатория «Кульдур», которой также намерена заниматься компания Xuan Yuan, позволит создать в регионе привлекательный туристический объект.
- Конвейерная система, являющаяся еще одним проектом Xuan Yuan, обеспечит транспортировку железной руды и других сыпучих грузов на экспорт в Китай в условиях ограниченной пропускной способности моста «Нижнеленинское-Тунцзян» и станет его эффективным дополнением.
Риски
- Работа компании Xuan Yuan сталкивалась с претензиями правоохранительных органов. Например, в январе 2022 года компания была оштрафована в Белоруссии за то, что не реализовала проект по строительству картонной фабрики.
- В проекте отсутствуют данные об инвестициях и количестве рабочих мест. Xuan Yuan одновременно намерена реализовать в ЕАО сразу три проекта, но реалистичность этих планов вызывает сомнения в условиях нехватки детальной информации.
В Хабаровском крае построят металлургический комбинат по производству олова
На Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 года предполагается подписание соглашения правительства Хабаровского края с ПАО «Русолово» о строительстве металлургического комбината.
Факты
- ПАО «Русолово» — ведущая в России оловодобывающая компания. Она зарегистрирована в 2012 году в Москве, а через год вошла в состав холдинга «Селигдар».
- «Селигдар» — крупный российский золотодобытчик, который входит в мировую пятерку по запасам олова и первую пятерку по запасам золота в России. Основные золотодобывающие активы «Селигдара» расположены в Якутии, Бурятии и Алтайском крае. В 2022 году 77% выручки «Селигдара» принесло производство золота и 17% — производство олова.
- В Хабаровском крае сосредоточено около 322 тыс. тонн разведанных запасов и 355 тыс. тонн оцененных ресурсов олова.
- В 2015 году «Русолово»
перезапустило Солнечную обогатительную фабрику в поселке Солнечный Хабаровского края. Она относится к градообразующим предприятиям, где трудоустроено более 500 человек. - «Русолово» ведет разработку месторождений олова в Солнечном (Фестивальное и Перевальное месторождения) и Верхнебуреинском (Правоурмийское месторождение) районах Хабаровского края. В Чукотском АО планируется к разработке оловорудное месторождение «Пыркакайские штокверки».
- Объем добычи руды на месторождениях «Русолова» в 2022 году составил 671 тыс. тонн, что на 15% выше показателя 2021 года. Производство олова в концентрате в 2022 году достигло 2900 тонн. Также компания производит вольфрам и медь.
- Произведенный на Солнечной обогатительной фабрике из добытой руды концентрат отправляют в Новосибирск, где работает единственный в России оловянный комбинат, выпускающий конечную продукцию. Часть концентрата поставляется на экспорт, поскольку мощности Новосибирского оловянного комбината недостаточны для переработки.
- Олово является стратегически важным металлом, который используют в основном как нетоксичное, стойкое к коррозии покрытие в чистом виде или в сплавах с другими металлами. Например, при изготовлении белой жести, из которой производят тару пищевых продуктов, в припоях для электроники, в трубопроводах и так далее. Самый известный сплав олова — бронза (сплав с медью).
Перспективы
- Металлургический комбинат в Хабаровском крае станет первым производством олова на территории региона. Здесь будут использовать концентрат из руды, которая добывается на месторождениях «Русолова» в Хабаровском крае, а затем и в Чукотском АО.
- Строительство нового комбината позволит направлять на переработку производимый «Русоловом» концентрат и выпускать очищенное олово, что выгоднее экспорта концентрата.
- По оценкам, спрос на оловянные концентраты в России к 2027-м вырастет на 68% и достигнет 7331 тонны в год. Продукция будущего комбината должна покрыть дефицит олова в различных сферах российской промышленности.
- Правительство Хабаровского края достигло договоренности с «Русоловом» о подготовке специалистов для работы в оловодобывающей промышленности.
Риски
- Строительство металлургического комбината может повлечь за собой дополнительные экологические проблемы в поселке Солнечный.
- В связи с неустойчивостью рынка и введенными санкциями, цены на олово в РФ постоянно «скачут», что осложняет производственные процессы. Удорожанию производства способствует законопроект, согласно которому с 1 января 2023 года добытчики кондиционных руд олова на участках недр в ДФО должны платить
НДПИ в размере 28%. - Отсутствуют данные об инвестициях в новый металлургический комбинат, в связи с чем сложно оценить стоимость проекта.
Китайская компания Haval планирует запуск нового завода по производству автокомпонентов в Тульской области
Новое производство разместится рядом с уже действующим заводом по сборке автомобилей Haval, а также строящимся заводом по производству двигателей для этих автомобилей. Объем инвестиций в новый проект составит порядка 3 млрд рублей, а всего в локализацию производства компания планировала вложить более 40 млрд.
Факты
- Haval — китайский автомобильный бренд, подразделение автомобилестроительной компании Great Wall Motors. Основан в 2013 году, занимается производством кроссоверов, внедорожников и пикапов. В России премьера бренда прошла в 2014 году, а продажи стартовали в 2015-м. Сейчас дилерская сеть Haval в России насчитывает более 100 центров.
- В 2015 году началось строительство предприятия по сборке автомобилей Haval в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области. Запуск состоялся в 2019 году. Мощность завода составляет 80 тыс. автомобилей в год, проектная мощность — 150 тыс. автомобилей в год.
- Сейчас на заводе выпускают пять моделей бренда: кроссоверы F7, F7x, Dargo и Jolion, рамный внедорожник H9, рассматривается локализация еще одной —
Haval M6 . - В сентябре 2020 года Haval подписал специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Минпромторгом, согласно которому компания брала на себя обязательства локализовать более 80% производства в течение 6 лет и вложить более 42 млрд рублей.
- В рамках процесса локализации уже в 2020 году началось строительство нового завода Haval по производству автомобильных двигателей в индустриальном парке «Узловая», рядом с головным производством. Объем инвестиций в проект составил более 4 млрд рублей, планируемые мощности — 80 тыс. двигателей в год.
- Недавно стало известно, что планируется строительство еще одного завода по производству автокомпонентов рядом с основным заводом Haval в Тульской области.
Перспективы
- Предполагаемый объем инвестиций в новое производство автокомпонентов составит 3 млрд рублей, завод разместится на площадке в 20 тыс. кв. метров.
- На заводе будут производить детали кузова, силовых агрегатов (коленвалы, турбокомпрессоры), подвески (подшипники, диски), элементы отделки салона (системы климата, кожи, ткани), автоэлектрику (блоки управления, камеры, радары) и другое.
- Планируемые мощности, а также сроки реализации проекта пока неизвестны.
- По сравнению с 2021 годом заметен рост долей на рынке российских и китайских производителей. Компания Haval в этом рейтинге поднялась с 12-го на 6-е место.
Риски
- Развитие производства, несмотря на растущий спрос, идет довольно медленно. Запуск завода Haval по производству двигателей, который планировался на 2022 год, уже был сдвинут на 2023-й.
- Спрос на автомобили Haval в России пока что ниже, чем мощности тульского производства. Так, в 2022 году было продано лишь 33 тыс. автомобилей, что меньше, чем в 2021 году (39 тыс. автомобилей). Впрочем, в первом квартале 2023 года продажи вновь начали расти и составили 16,6 тыс. автомобилей. В целом спрос на автомобили является очень волатильным и зависит от общего состояния экономики в стране и покупательской способности граждан.
- Как и многие другие компании, Haval столкнулся со сложностями, связанными с прерыванием цепочек поставок и необходимостью поиска новых поставщиков. В частности, эта проблема касается электронных компонентов для автомобилей.