В цифрах
Результаты опроса сервиса SuperJob показали, что у 43% россиян нет никаких сбережений, а 35% респондентов не ведут учет доходов и расходов.
Тенденция
В 2020 и 2019 годах сбережений не было у 40% опрошенных, а в 2008-м — у 28% респондентов.
Но при этом
В 2021 году россияне стали больше тратить на одежду и предметы роскоши, при этом долговая нагрузка населения страны выросла до 23,9 трлн рублей.
Мировая практика
Для сбережений жители Японии, как правило, используют банковские вклады, в США — долгосрочные инвестиции в ценные бумаги, во Франции — страхование жизни.
В цифрах
Результаты
- SuperJob разделил опрошенных на три группы по уровню дохода: до 50 тыс. рублей, 50–70 тыс. рублей и от 80 тыс. рублей. Чаще остальных (51%) об отсутствии накоплений сообщают россияне с доходом менее 50 тыс. рублей.
- 13% респондентов заявили, что в случае потери дохода смогли бы прожить на сбережениях меньше месяца, 18% — от 1 до 2 месяцев, 11% — от 3 месяцев до полугода, 8% — от полугода до года и лишь 7% — больше года.
Тенденция
Число россиян, у которых нет никаких накоплений, растет.
- Сервис проводит аналогичные опросы не первый год. В 2020 и 2019 годах на вопрос о наличии сбережений отрицательно ответили 40% опрошенных. А в 2008 году накопленных средств не было лишь у 28% респондентов.
- Доля россиян, которые не ведут учет доходов и расходов, составила 35%. Это на 6% больше, чем 2019 году, и на 2% больше, чем в 2020-м.
- Еще 53% опрошенных сообщили, что ведут примерный учет, 12% — подробный учет доходов и расходов.
- 34% участников исследования (в основном — люди с ежемесячным доходом ниже 50 тыс. рублей) не планируют свои доходы и траты. Таких людей стало на 13% больше, чем в 2019 году. Еще 38% планируют на срок менее полугода, 17% — на полгода-год. Только 11% опрошенных планируют доходы и расходы на срок больше года. Таких людей больше среди тех, кто зарабатывает от 80 тыс. рублей в месяц.
Но при этом
В 2021 году россияне потратили на одежду и обувь в 2,5–3 раза больше, чем в 2020-м. По данным «Коммерсанта», дело не в росте цен, а в стремлении россиян лучше одеваться. Как предположили в издании, в 2020 году «на карантине очень многие мечтали о выходе на свободу совсем не в пижаме и шлепанцах».
- Гендиректор Baon Илья Ярошенко высказал мнение, что в 2020 году во время карантинных ограничений из-за COVID-19 большая часть людей сознательно сократила траты из-за неопределенности и отсутствия необходимости в новой одежде (так как многие перешли на удаленку). Однако в 2021 году «люди немного отошли», и продажи одежды увеличились.
- При этом «Коммерсант» отметил, что новые платья и кроссовки в основном оплачены за счет экономии на продовольствии — как дома, так и в закрытых во время пандемии ресторанах.
Кроме того, по данным Росстата, в 2021 году среди россиян вырос спрос на предметы роскоши — часы, автомобили, ювелирные изделия и смартфоны.
- При этом аналитики отметили, что россияне экономят на повседневных вещах.
- По мнению экспертов, причины такого поведения покупателей — в том, что они ожидают повышения цен, а предметы роскоши считают хорошим вложением.
В то же время растет и уровень закредитованности.
- Долги россиян по кредитам в 2021 году увеличились до 23,9 трлн рублей, что на 4 трлн рублей больше, чем в 2020 году.
- В Совете судей РФ отметили, что кредиты «плохо погашаются», а это грозит массовым банкротством заемщиков, нестабильностью, неопределенностью и социальным напряжением.
Мировая практика
Во время пандемии коронавируса жители стран всего мира стремились сохранить свои сбережения.
- США. Согласно статистике министерства торговли США, летом 2020-го жители Штатов откладывали рекордные 33% от своих доходов (обычно они откладывают 6–7%). Американцы отдают предпочтение долгосрочным инвестициям. В прежние годы популярнее всего были вложения в ценные бумаги на 3–5 лет.
- Германия. По данным Deutsche Welle, каждый второй немец старается ежемесячно откладывать хотя бы небольшую сумму. В год жители Германии в среднем откладывают 10% дохода. Самый популярный метод сохранения средств — сберегательный счет. В 2019 году такой был у 70% немцев. Общий объем частных накоплений в 2020 году превысил €6 трлн.
- Япония. В этой стране популярны банковские вклады и инвестиции в жилье. Люди с хорошим уровнем дохода приобретают квартиры в новых жилых комплексах для последующей сдачи в аренду. По последним данным, японская семья в среднем откладывает более 15% доходов.
- Франция. Французы, как и японцы, инвестируют в жилье. Другой популярный способ сохранения средств — инвестиционное страхование жизни. Гражданин вкладывает в страховку деньги сроком на 8 лет и получает от 1,5% до 2,5% годовых. Только в 2019 году в этот финансовый инструмент во Франции было вложено более €144 млрд.