Культурный кодДетали

От Гагарина до Radiohead: за что ценят товары советских брендов и какие из них прямо сейчас можно приобрести в России

83% опрошенных социологами россиян приветствуют возвращение на рынок автомобилей «Москвич» и считают, что нужно вернуть на рынок и другие советские марки.

Некоторые советские бренды присутствуют на российском рынке до сих пор и пользуются популярностью, например сырки «Дружба» и костюмы фабрики «Большевичка».

Тенденция

Большинство граждан РФ выступают за возвращение советских торговых марок, выяснили аналитики из «Синергии». 

Контекст

В мае мэр Москвы Сергей Собянин объявил о возрождении бренда «Москвич». Ранее красногорский завод перевыпустил камеру «Зенит М», в магазинах с 2016 года продаются кеды «Два мяча», в Туле производят микрофоны «Октава», в Москве — сырки «Дружба».

Что говорят 

По мнению экспертов, люди покупают «советизированные» товары из-за их высокого качества и положительных ассоциаций.

Что посмотреть

В Москве вспомнить СССР можно в музее советских игровых автоматов и на выставке автомобилей «Мечта москвича» на ВДНХ.

Тенденция

Большинство граждан РФ выступают за возрождение советских марок, выяснили аналитики из «Синергии». 

  • 83% респондентов приветствуют возвращение на рынок автомобилей «Москвич» и считают необходимым вернуть также машины марок «Волга» и «Победа», холодильники «Орск» и велосипеды «Кама».
  • Участники исследования также считают наиболее целесообразным реанимировать бренды, под которыми выпускаются еда и напитки, одежда и обувь, парфюмерия и бытовая химия, электроника и самолеты.
  • Сторонники возрождения советских брендов считают, что это укрепит российскую экономику, поддержит отечественных предпринимателей, предотвратит возможный дефицит товаров и выведет на рынок качественную продукцию по доступной цене.
  • Советские марки вызывают положительные ассоциации у 62% участников исследования. По их мнению, в СССР делали в основном надежные вещи, которые служили нескольким поколениям. 

Контекст

Советские бренды присутствуют на российском рынке до сих пор — некоторые из них никуда с него не уходили, еще часть — бизнес перезапустили, а другие только планируют возродить.

  • Машины. В мае этого года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о возвращении бренда «Москвич». Город совместно с «КАМАЗом» будет выпускать автомобили с двигателем внутреннего сгорания, а позже и электрокары на столичном заводе Renault, который перешел на баланс города.
Примерный модельный ряд автомобилей на Московском автомобильном заводе «Москвич»

Фото: Александр Щербак / ТАСС
  • Самолеты. В страну вернутся «тушки» и «илы». В апреле в РФ запустили производство 20 самолетов Ту-214, до 2030 года планируется выпустить порядка 70 лайнеров, ранее они выпускались в Казани, правда малой серией. Кроме того, в планах увеличить темпы производства дальнемагистральных самолетов Ил-96 и объемы выпуска Ил-76. 
  • Фотоаппараты. В 2018 году Красногорский завод совместно с Leica возродил производство камеры «Зенит М». 
Фотоаппарат «Зенит М»

Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
  • Электроника. В Туле с 1927 года производят микрофоны «Октава». Именно в такой микрофон в 1961 году произнес знаменитое «Поехали!» Юрий Гагарин. Продукцию покупают и за рубежом, с тульским микрофоном выступал, например, Мэрилин Мэнсон, на них записывали свои хиты рокеры Radiohead и другие звезды.
Микрофоны «Октава» (слева направо — МК-319, МК-102, МК-103, МК-220, МК-101)

Фото: Александр Рюмин / ТАСС
  • Одежда. Фабрика «Большевичка», которая отшивала костюмы с 1929 года и одевала бойцов Красной армии и спортсменов Олимпиады-80, по-прежнему выпускает продукцию, к примеру костюм можно приобрести по цене от​​ 20 тыс. рублей. 
Костюмы «Большевички»

Фото: Мужская одежда bolshevichka.ru / «ВКонтакте»
  • С 2016 года россияне вновь могут купить кеды «Два мяча», которые в 1965 году завоевали популярность среди жителей СССР, — их носили космонавт Юрий Гагарин, музыкант Виктор Цой и даже персонаж из мультфильма «Ну, погоди!» Волк. Единственное отличие новых кроссовок от старых — более широкая цветовая палитра и современные анатомические стельки. Цена — от 4,2 тыс. рублей за пару. 
Кеды «Два мяча»

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
  • Еда и напитки. В магазинах по-прежнему можно найти мороженое «Лакомка» и пиво «Жигулевское», упаковки «Соды пищевой», шоколад «Аленка» и сырки «Дружба». Последние с 1963 года производил Московский завод плавленых сыров. В 1990-е завод переименовали в «Карат», но сырки остались такими же — за 60 лет рецепт почти не изменился.

Что говорят 

Эксперты назвали ряд причин популярности у покупателей советских брендов, а также дали прогнозы относительно их дальнейшей судьбы.

  • Во ВШЭ отметили, что для пожилых людей «советизированные» марки — это связь с прошлым. Похожего мнения придерживается и представитель завода «Форвард» (производит велосипеды): «Люди просто рады видеть знакомые названия, с которыми связаны теплые воспоминания из детства. Им нравится погрузиться в свои воспоминания, покатавшись на велосипеде, собранном из более современных компонентов, с хорошим ходом, с хорошим накатом, но знакомым названием».
  • Для покупателя качество гораздо важнее, чем знакомое название, считает владелец агентства «Amlinsky – креативные стратегии» Андрей Амлинский. По его словам, именно высоким качеством объясняется мировая популярность микрофонов «Октава», и, если перевыпущенные советские бренды не окажутся такими же надежными, то «зачем все это нужно?».
  • «Дело не в брендах — их действительно много — это, скорее, отражение внутренних настроений россиян, которые полагают, что у России свой путь», — уверен социолог РАН Василий Аникин. Он также отметил, что ностальгию по советскому прошлому зачастую испытывают более молодые люди, которые застали СССР будучи детьми, и добавил, что «объяснить и рационализировать это очень сложно». 
  • Во ВШЭ считают, что молодых людей вдохновляют истории старшего поколения о «прекрасной эпохе» и романтические фильмы об СССР. 

Однако некоторые маркетологи отмечают, что могут возникнуть юридические сложности с возрождением товаров. «Советские торговые марки брендами не были, а некоторые даже были ГОСТами: какая-нибудь «Аленка», которую мог выпускать любой комбинат на территории СССР. И так по большинству наименований. Серьезная проблема будет с правовой защитой. У нас долго шли тяжбы по поводу «Жигулевского» пива. Его выпускали на пивзаводах по всему Союзу», – заявил президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.

Что посмотреть

В Москве есть множество локаций, где можно предаться ностальгии.

  • Например, в Музее советских игровых автоматов на ВДНХ в павильоне №57 приглашают поиграть в автоматы «Морской бой» или «Хоккей», выпить газировки из граненого стакана и сделать фото в тематической фотобудке.
Павильон №57 на ВДНХ

Фото: Музей советских игровых автоматов / «ВКонтакте»
  • На выставке автомобилей под названием «Мечта москвича» на ВДНХ в павильоне №26 «Транспорт СССР» представлена постоянная коллекция из 30 экспонатов. Среди них «Москвич-422»1954 года — уникальный образец с сохранившимся деревянным кузовом, миллионный «Москвич-408» 1967 года и «Москвич-400», сошедший с конвейера в первый послевоенный год. Также там работают и временные экспозиции, которые сменяют друг друга.
Автомобиль АЗЛК-2143 «Яуза» на выставке «Мечта москвича»

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
  • Фестивальную площадку «Московских сезонов» на площади Славы в районе Кузьминки сделали в советском стиле. Там проводят различные городские мероприятия, например Неделю моды и фестиваль «Времена и эпохи». С 14 по 17 июля на этой площадке пройдет гастрономический фестиваль «Вкусы России» с кулинарными шоу и бесплатными мастер-классами в программе.
Площадка «Московских сезонов» на площади Славы в районе Кузьминки

Фото: Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»
Копировать ссылкуСкопировано