Что происходит
Российские маркетплейсы хотят предотвратить продажи нелегальных товаров, сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)
Контекст
Еще в 2019 году рынок одного только поддельного люкса в России составил 280 млрд рублей. В торговле контрафактом уличали продавцов с Wildberries, «Яндекс.Маркета» и Ozon.
Но при этом
По подсчетам экспертов, доля контрафакта на маркетплейсах менее 0,1%, а представители Wildberries, Ozon и «Яндекс.Маркет» утверждают, что и сейчас проводят тщательные проверки товаров.
Что делать
Специалисты советуют придирчиво изучать отзывы на товар перед покупкой и выбирать только проверенных продавцов.
Что происходит
Ozon, Wildberries и «Яндекс.Маркет» создали систему обмена информацией о продавцах контрафакта.
- В новую систему будут вносить данные о случаях размещения нелегальной продукции, сведения о продавце и информацию, подтверждающую нарушения.
- Маркетплейс, который обнаружит контрафакт, сможет заблокировать объявление продавца на своем сайте.
- Если тот же контрафакт заметят на других площадках, объявления также можно будет заблокировать.
- Вместе с Федеральной антимонопольной службой маркетплейсы планируют создать механизм приостановки деятельности поставщиков нелегальной продукции.
О том, что Wildberries в августе запустит сервис для защиты покупателей от контрафактной продукции, ранее сообщил Forbes со ссылкой на релиз компании.
- Сервис будет называться «Цифровой арбитраж». Как заявили в Wildberries, он позволит правообладателям напрямую взаимодействовать с другими продавцами: создавать официальные обращения с жалобами на предполагаемые подделки и «самостоятельно проводить проверку правоустанавливающих документов».
- Если продавец не сможет предоставить подтверждающие подлинность товара документы, Wildberries скроет его продукцию. «При неоднократных и массовых нарушениях возможна и полная приостановка сотрудничества с этим продавцом», — подчеркнули в компании.
- В Wildberries утверждают, что новый сервис позволит решать спорные моменты «за несколько дней», в то время как раньше «переписка с возможными нарушителями через их официальные каналы могла занимать длительное время и не всегда приводила к разрешению проблемной ситуации».
«За правообладателем останется право в судебном порядке взыскать с продавца компенсацию за нарушение прав на интеллектуальную собственность. Переписка с недобросовестным продавцом в новом сервисе Wildberries может быть использована в суде», — добавили в маркетплейсе.
Контекст
Еще в 2019 году в
- В начале июля в Минпромторге заявили, что Wildberries «становится каналом сбыта контрафакта». В ведомстве привели в пример случаи массового сбыта контрафактной обуви через эту площадку. На то, что продавцы размещают на Wildberries вещи с логотипами известных брендов по цене в 30 раз меньше, чем стоит оригинальный товар, обращали внимание и блогеры.
- Пользователи также заявляли о том, что обнаружили на «Яндекс.Маркете» реплики товаров из IKEA, в описании которых было заявлено, что это — оригинальный товар.
- Также покупатели неоднократно жаловались на продавцов, которые торгуют контрафактной продукцией на Ozon.
На проблему торговли контрафактом онлайн уже обратили внимание российские власти.
- В июле премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому маркетплейсы с 1 марта 2023 года обязаны ставить на свою продукцию маркировку «Честный знак». Эта маркировка призвана подтвердить подлинность вещи, она представляет собой QR-код, который показывает путь товара от завода до полки магазина.
- Также ранее стало известно, что 9 августа рабочая группа комиссии Минпромторга проведет заседание по борьбе с контрафактом на маркетплейсах. К участию в заседании приглашены все крупнейшие ассоциации и интернет-площадки. Предложения по борьбе с подделками, выработанные группой, Минпромторг рассмотрит уже в сентябре.
Но при этом
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая объединяет крупнейших интернет-ритейлеров, заявили, что проблема торговли подделками преувеличена: контрафакта на маркетплейсах сейчас менее 0,1% от всех товарных позиций.
Площадки проводят все необходимые проверки, однако недобросовестные продавцы находят способ обойти фильтры — и контрафакт оказывается на витрине, что наносит ощутимый ущерб репутации площадок и всей интернет-торговле в целом.
Артем Соколовпрезидент АКИТ
Представители маркетплейсов также утверждают, что их ассортимент соответствует всем стандартам качества.
- В Wildberries на обвинения Минпромторга в том, что платформа «превращается в канал сбыта контрафакта» ответили, что эти утверждения не соответствуют действительности. В компании указали, что продавцы маркетплейса обязаны иметь всю необходимую документацию для продажи товара и предоставлять ее не только самой площадке, но и покупателям по первому запросу, а «при выявлении любых нарушений Wildberries применяет санкции — от блокировки товара до полной блокировки продавца». Ритейлер также заявил, что совместно с Минпромторгом, Федеральной антимонопольной службой и другими ведомствами мешает «появлению сомнительной продукции на российском рынке», и добавил, что разрабатывает систему выявления контрафакта на основе искусственного интеллекта.
- В «Яндекс.Маркете» заявили журналистам «Коммерсанта», что продукция не попадет на полку, если поставщик не сможет доказать, что это не подделка.
- В Ozon сообщили Forbes, что у них выстроена многоступенчатая система проверки для выявления некачественного или контрафактного товара. Там добавили, что особенно тщательно проверяют детские товары — питание и автокресла.
Что делать
Пока маркетплейсы и власти решают, как эффективнее бороться с продажей контрафакта онлайн, эксперты и СМИ дают советы, как не нарваться на продавца подделок, которого еще не успели заблокировать на торговых площадках.
- Сравнить цены. Эксперты отмечают, что оригинальный брендовый товар не может стоить на маркетплейсах в разы ниже, чем на оригинальном сайте. Слишком большой размер скидки — повод насторожиться.
- Искать проверенных продавцов. В отзывах покупатели часто пишут, насколько приобретенный товар соответствует характеристикам, которые указал продавец. Также отзывы влияют на рейтинг продавца. Если у продавца много негативных отзывов и низкий рейтинг, эксперты советуют обходить его стороной.
- Кроме того, на «Яндекс.Маркете» производители могут рекомендовать покупателям проверенных продавцов — они отмечены специальным значком. А Ozon маркирует подлинные товары обозначением «Проверенный товар».
- Еще один вариант — выбирать товар, который продает сам маркетплейс. Если в графе «продавец» указано юрлицо платформы, товар, скорее всего, оригинальный.
- Задать вопросы продавцу. На многих онлайн-площадках есть раздел с вопросами и ответами официального представителя. У них же можно запросить официальную документацию. В основном запросы клиентов обрабатываются в короткий срок.
- Изучить упаковку. При получении товара эксперты советуют внимательно осмотреть упаковку и ярлыки. У оригинальных вещей на этикетке указан производитель, модель и серийный номер, с помощью которых можно также проверить подлинность товара через официальный сайт производителя.
- Сохранить чек или другие документы об оплате. В случае, если после покупки все же выяснится, что товар контрафактный или ненадлежащего качества, при наличии чека его можно будет вернуть или обратиться в суд.