Культурный кодДетали

Парфенон раздора: как Греция пытается вернуть скульптуры древнего храма из Лондона в Афины и при чем здесь Борис Джонсон

Британский музей призвал Грецию к «партнерству по Парфенону», но отказался отдавать вывезенные в XIX веке мраморные шедевры.

За возвращение культурных ценностей борются многие страны Африки и добиваются успеха.

Что происходит

Великобритания призвала Грецию к активному «партнерству по Парфенону» на фоне активизации кампании по возвращению вывезенных из Афин античных скульптур.

Контекст

Великобритания считает, что артефакты были получены законно, а потому не подлежат репатриации, Греция оспаривает это утверждение.

История вопроса

Мраморные статуи Парфенона были вывезены в Великобританию в начале XIX века, Греция считает артефакты украденными.

Тенденция

Ряд бывших африканских колоний борются за возвращение культурных ценностей, вывезенных в страны Европы. Некоторым удалось добиться успеха.

Что происходит 

Великобритания и Греция продолжают многолетний спор о том, кому принадлежат уникальные мраморные скульптуры Парфенона. Британский музей надеется «изменить градус» переговоров по этому вопросу и расширить сотрудничество, заявил заместитель директора музея Джонатан Уильямс.

Мы призываем наших коллег в Греции к активному «партнерству по Парфенону». Я твердо верю, что есть место для действительно динамичного и позитивного разговора, в рамках которого можно найти новые способы совместной работы.

Джонатан Уильямс
  • По его словам, британская сторона надеется «продвинуться вперед в вопросах культурного обмена и достигнуть такого уровня, интенсивности и динамизма, которых не было до сих пор».
  • При этом он подчеркнул, что это не означает готовность Великобритании передать статуи Греции, так как музей считает их «абсолютно неотъемлемой частью» коллекции.

Контекст

Борьба за возвращение скульптур Парфенона на родину усилилась в последние годы.

  • В 2009 году в Афинах было открыто новое здание музея, строительство которого, согласно утверждениям, было во многом связано с заявлениями Лондона, что в Греции нет достойных условий для демонстрации скульптур.
  • В 2020-м министр культуры Греции Лина Мендони заявила, что требования Греции о возвращении скульптур Парфенона из Британского музея находят все большую поддержку в мире.

Сегодня на международном уровне усиливается борьба за возвращение скульптур при поддержке специальных научных комитетов по всему миру. Сейчас настало время для Британского музея доказать, что он уже не колониальная музейная организация XIX века и приспосабливается к международным требованиям, к кодексам этики, которые сегодня касаются возвращения похищенных или контрабандных, а следовательно, незаконно приобретенных культурных ценностей.

Лина Мендони
  • В 2021 году Греция подтвердила, что намерена идти до конца в вопросе возврата культурных ценностей. Премьер-министр Кириакос Мицотакис заявил, что Афины будут «методично настаивать на том, чтобы заложить необходимые основы, чтобы британская общественность признала необходимость воссоединения хранящейся в Британском музее части шедевров Парфенона со скульптурами в музее Акрополя.
  • В свою очередь, британский премьер Борис Джонсон заявил, что скульптуры были приобретены на законных основаниях, а значит, принадлежат Великобритании.
  • При этом СМИ выяснили, что в 1980 году Джонсон активно поддерживал идею возвращения скульптур. В письме занимавшей тогда пост министра культуры Греции Мелине Меркури он писал, что «нет абсолютно никаких причин, по которым сокровища, оставленные нам древним миром, не должны быть немедленно возвращены из Британского музея на их законное место, домой в Афины».
  • Не все в Великобритании поддерживают позицию властей. В июне 2022 года активисты, выступающие за воссоединение скульптур Парфенона, в день рождения музея Акрополя провели акцию протеста в Британском музее с требованием вернуть артефакты на родину.

История вопроса

Мраморные артефакты V века до нашей эры из храма Парфенона были вывезены из Греции в начале XIX века британским послом в Константинополе лордом Элгином и несколько лет хранились в его поместье.

  • Британская сторона утверждает, что дипломат получил разрешение на вывоз у Османской империи, под властью которой тогда находилась Греция.
  • По версии греческой стороны, речь шла лишь о разрешении сделать рисунки и чертежи, чтобы позже скопировать артефакты. Это подтверждается исследованием, проведенным турецкими историками: им не удалось обнаружить в архивах ни одного документа, указывающего на то, что Элгин имел право увозить мрамор из Греции.
  • Также оспаривается утверждение британской стороны, что скульптуры якобы были извлечены из-под обломков у подножия храма. Афины настаивают, что скульптуры были демонтированы с помощью мраморных пил.
  • В 1816 году коллекция, в которую вошли фронтонные статуи и метопы Парфенона, кариатида Эрехтейона, статуя Диониса и около 75 метров фриза, некогда украшавшего храм, была куплена Британским музеем.
  • После обретения независимости Греция заявила о своих правах на артефакты. На международном уровне проблему возвращения скульптур Парфенона подняла известная греческая актриса, бывшая министр культуры Мелина Меркури в 1982 году.

Тенденция

Греция не единственная страна, борющаяся за возвращение культурных ценностей, вывезенных в Великобританию и другие страны Европы в колониальную эпоху. В этом направлении активно работают африканские государства.

  • В октябре 2021 года Париж согласился вернуть Бенину «Сокровища Абомея» — 26 африканских произведений искусства, в том числе королевские троны, церемониальные алтари, почитаемые статуи.
  • 1 июля 2022 года Германия и Нигерия подписали соглашение о возвращении на родину «Бенинской бронзы» —нескольких сотен артефактов XVI–XVIII веков, вывезенных из африканской страны более 120 лет назад.
  • 30 июня Совет Оксфордского университета принял решение поддержать иск комиссии музеев Нигерии о возвращении почти 100 африканских артефактов, хранящихся в музеях Оксфорда.
  • Зимбабве настаивает на репатриации около 3 тыс. артефактов из Великобритании. Среди них копья, а также черепа бойцов, сопротивлявшихся колониализму: их казнили, а головы отправили за границу в качестве военных трофеев.
  • Уганда, получившая независимость от Великобритании в 1962 году, намерена репатриировать ценности, хранящиеся в Музее археологии и антропологии Кембриджского университета.
Копировать ссылкуСкопировано