Что происходит
Продажи гибридных автомобилей на ключевом для них европейском рынке падают. Полностью электрические автомобили впервые обогнали их по популярности в мире.
Почему это происходит
Реальный расход топлива гибридов в 2,5–5 раз выше, чем во время тестов. Некоторые модели превышают заявленные показатели выбросов CO2 на 89%.
За чем следить
Правительства многих стран постепенно отказываются от субсидий на покупку гибридных автомобилей.
В России
Отечественные производители в основном фокусируются на чистых электрокарах. Но «гибридные» разработки все же есть, причем без ДВС, — это будущие автомобили AURUS и Е-Neva.
Что происходит
Гибридные автомобили (
- В свое время гибриды буквально взорвали европейский рынок — начиная с третьего квартала 2019 года их продажи резко увеличились, но с 2022 года популярность этих машин начала падать.
- Во Франции в июне продажи гибридов сократились на 28%, по сравнению с тем же периодом 2019 года, в Германии — снизились на 16%. В Великобритании еще в 2019 году гибриды занимали ту же долю рынка, что и электромобили, теперь же на каждый PHEV продается по два EV-кара.
- То же самое происходит и на мировом рынке. Глобальные продажи электромобилей по итогам 2021 года впервые превысили долю гибридов и выросли в 2 раза, до 4,6 млн штук, по данным японской исследовательской компании MarkLines. А продажи гибридов увеличились всего на треть — до 3,1 млн штук. В 2022 году тенденция сохраняется: по данным портала Insideevs, в мире купили 2,4 млн EV-каров, а PHEV — всего 850 тыс.
На мировом рынке гибридов доминируют японские автопроизводители — Toyota, Nissan и Honda. Среди крупных игроков также BYD (Китай), BMW (Германия) и Ford (США).
Почему это происходит
Как отмечает Bloomberg, сознание потребителей уже полностью готово к переходу на электрокары. Например, очередь на EV-модели одного из крупнейших автопроизводителей Volkswagen AG растянулась уже на следующий год.
- Эксперты выяснили, что владельцы гибридов не так уж часто их заряжают и в основном ездят на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), что, по сути, сводит на нет всю эффективность PHEV. Исследование 9 тыс. машин, проведенное Международным советом по чистому транспорту (ICCT), показало, что реальный расход топлива у гибридов в 2,5–5 раз выше, чем во время тестов.
- По данным Европейской федерации транспорта и окружающей среды Transport & Environment, три самых популярных PHEV-автомобиля в ЕС — BMW X5, Volvo XC60 и Mitsubishi Outlander — превышают заявленные производителем показатели выбросов CO2 на 89%.
- Доля использования электродвигателя на гибриде различается в зависимости от того, кто владеет машиной. ICCT выяснил, что частные пользователи задействуют его на 45–49% (то есть использование электродвигателя и ДВС — примерно 50/50). На служебных автомобилях этот показатель составляет всего 11–15%. Таким образом, это негативно сказывается на экологии, так как корпоративный транспорт занимает большую часть европейского рынка — 60%.
У полностью электрических автомобилей тоже есть свои минусы, помимо цены: запас хода у машин с ДВС в 1,5–2 раза выше, чем у EV-каров даже с полностью заряженной батареей. Но если ездить в основном в городе, то заряжать электромобиль выгоднее, чем заправлять «обычный», отмечают эксперты. Например, полная зарядка популярного в России Nissan Leaf обойдется в среднем в 50 рублей — этого хватит на 150–200 км.
За чем следить
Правительства многих стран предлагают налоговые льготы и стимулы для клиентов, покупающих гибридные автомобили. Однако на фоне не самых позитивных результатов исследований их эффективности и падения продаж власти сокращают такие субсидии быстрее, чем на EV-кары.
- В Великобритании еще в 2018 году отменили субсидии на покупку гибридов.
- К 2023 году Германия сократит субсидии покупателям электрокаров стоимостью менее €40 тыс. с €6 тыс. до €4,5 тыс., а для моделей стоимостью €65 тыс. и выше субсидии отменят вовсе. Что касается гибридов, бонусную программу на них свернут уже в 2022 году.
- «На плаву» PHEV-рынок пока удерживает Китай. В 2021-м продажи гибридов в КНР выросли более чем в 2 раза благодаря BYD и другому местному производителю — Li Auto. Однако в Шанхае с 2023 года прекратят выдавать владельцам гибридов специальные
«зеленые» номера , что может негативно сказаться на их производстве в стране. Bloomberg считает, что примеру Шанхая могут последовать и другие китайские города. - При этом некоторые эксперты прогнозируют существенный рост рынка гибридов. По оценкам канадско-индийской аналитической компании Precedence Research, к 2030 году он составит около $1,6 трлн при среднегодовом темпе роста в 29%.
В России
Россияне, покупающие гибриды, в основном выбирают Chevrolet (Volt и Malibu), Toyota Camry Hybrid, Ford Fusion Hybrid, Honda Clarity, Volvo XC90, KIA Niro, Lexus RX 450h, Hyundai Ioniq Hybrid. Среди самых популярных электрокаров — модели Tesla, Audi, Porsche и уже упомянутый Nissan Leaf.
Отечественные автопроизводители в основном сфокусировались на разработках полностью электрических автомобилей.
- В России ожидаются выпуск EV-автомобилей КамАЗ и «Москвич», а также компактного электромобиля Urbis от компании «Конкордия». На третий квартал 2022 года запланирован выпуск электромобилей Evolute от «Моторинвеста»: это будут седан, минивэн и три кроссовера.
- Впрочем, разработки гибридных автомобилей в России тоже есть, причем без ДВС. Например, в 2024 году на рынке появится AURUS, который будет ездить на электрическом и водородном двигателе (запас хода до 600 км). Концерн «Алмаз-Антей» разработал аналогичную модель — в июле он представил прототип кроссовера Е-Neva с запасом хода 800–1000 км в зависимости от комплектации.
- С 14 июля в РФ возобновилась программа льготного автокредитования и лизинга. Помимо всех моделей УАЗ, Lada и ГАЗ (стоимостью до 2 млн рублей), в программу включили все электромобили Evolute, произведенные на заводе «Моторинвеста» в Липецке. Кроме того, Минтранс предложил ввести льготы для владельцев PHEV- и EV-автомобилей, например бесплатный проезд по платным дорогам, а также частичную или полную отмену транспортного налога.