Мир в огнеДетали

Первым делом самолеты — Ту-214, а МС-21 — потом. Перспективы российской авиации и обзор отечественных конкурентов Boeing и Airbus

Главным конкурентом Boeing и Airbus называют российский МС-21.

Однако из-за необходимости замены части иностранных деталей серийное производство этих самолетов планируют запустить лишь в 2024 году.

Тенденция

В РФ запустили производство 20 самолетов Ту-214, до 2030 года планируется выпустить порядка 70 лайнеров, к 2024-му начнется производство импортозамещенного МС-21, а SSJ100 Россия сможет обслуживать самостоятельно.

Досье

Ту-214 вмещает 210 пассажиров, дальность полета — до 6,5 тыс. км. МС-21 — самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 человек. Максимальная дальность его полета — 6 тыс. км.

Контекст

Необходимость серийного производства российских самолетов возникла на фоне введенных санкций США и ЕС.

Расклад сил

Boeing и Airbus — абсолютные лидеры по количеству самолетов в российских авиакомпаниях, но Ту-214 может быстро их заместить. А МС-21 по некоторым характеристикам превосходит своих «западных» конкурентов.

Тенденция

Россия в условиях санкций наращивает производство отечественных самолетов.

  • До 2030 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) планирует произвести порядка 70 авиалайнеров Ту-214. Сегодня они выпускаются в Казани малой серией. Накануне глава ОАК Юрий Слюсарь сообщил о запуске производства 20 самолетов Ту-214.
  • ОАК также планирует увеличить темпы производства дальнемагистральных самолетов Ил-96 и увеличить объемы выпуска транспортных самолетов Ил-76. 
  • Кроме того, в 2024 году в серийное производство планируют запустить импортозамещенный пассажирский самолет МС-21. К 2025 году ОАК рассчитывает производить 72 самолета МС-21 в год. 
  • Отечественные самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) Россия сможет обслуживать самостоятельно, все необходимые компетенции для этого есть, заявили в Минпромторге. В планах ОАК провести первый полет SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 в начале 2023 года, также корпорация планирует ежегодно производить 20–30 самолетов SSJ 100. 

Минтранс сформировал пул из 193 самолетов для полетов за рубеж. 148 из них — SSJ, остальные — это иностранные лайнеры, которые находятся в собственности отечественных авиакомпаний и были изначально зарегистрированы в российском реестре, сообщил министр транспорта Виталий Савельев.

Досье

  • Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) — российский ближнемагистральный пассажирский лайнер, рассчитан на перевозку 98 пассажиров и полеты на расстояние до 4,4 тыс. км. Модификация этого самолета с максимальным импортозамещением компонентов, в том числе и российским двигателем ПД-8, называется SSJ New.
  • МС-21 — российский среднемагистральный самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Максимальная дальность полета МС-21 — 6 тыс. км. Как пояснил Слюсарь, сейчас эти самолеты на 50% состоят из российских комплектующих, задача — довести эту долю до 100%.
  • Ил-96 — дальнемагистральный самолет, дальность полета которого составляет 9 тыс. км. В ОАК отметили, что пока авиакомпании не проявляют активного интереса к этой модели, поэтому ежегодно планируется производить два таких лайнера. 
  • Ил-76 — тяжелый военный транспортник. Он может преодолевать расстояние до 6,5 тыс. км и перевозить тяжелые грузы. Управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой сообщил, что на базе этой машины планируется создание линейки новых самолетов различного назначения.
  • «Ту-214 вмещает 210 пассажиров, его дальность полета — до 6,5 тыс. км, что идеально подходит для перевозок внутри страны. Самолет отличается повышенной надежностью», — сказали в «Ростехе».

Ту-214 морально устарели и уступают новейшим самолетам МС-21, так как имеют большую массу и худшие показатели с точки зрения аэродинамики, считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Однако у Ту-214 есть два важных преимущества.

  • Новые самолеты этой модели можно будет передать авиакомпаниям быстрее, чем импортозамещенные самолеты МС-21. По оценкам экспертов, это может произойти уже в следующем году.
  • ТУ-214 могут совершать беспосадочные полеты на достаточно большие расстояния. Это позволит выполнять регулярные рейсы на Дальний Восток, а также по открытым для российских авиакомпаний международным направлениям.

Также эксперты отметили, что выпуск «Илов» и «Тушек» не вызовет затруднений в плане недостатка комплектующих.

Контекст

  • Под антироссийские санкции попала и авиационная отрасль. В частности, ЕС объявил о запрете продажи самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям, а также о запрете на оказание им услуг по страхованию и техническому обслуживанию. 
  • Американский авиаконцерн Boeing заявил, что временно прекращает техническое обслуживание российских авиакомпаний и поставки им запчастей.
  • Европейский авиапроизводитель Airbus также прекратил отправку запчастей в Россию и приостановил оказание услуг по поддержке российских авиакомпаний.
  • Также иностранные партнеры ОАК прекратили поставки комплектующих для российских SSJ-100 и МС-21.

Расклад сил

Ожидается, что Ту-214, которые поступят в эксплуатацию первыми, заменят иностранные Boeing и Airbus. Однако основную ставку российские авиапроизводители делают на МС-21. 

  • Как отмечают эксперты, по ключевым параметрам новый российский лайнер не уступает самолетам Airbus и Boeing аналогичного класса, а по комфорту — существенно их превосходит.
  • Также, как заявили в ОАК, эксплуатация МС-21 будет обходиться дешевле примерно на $2 млн ежегодно по сравнению с современными моделями Airbus 320 и Boeing 737. 
  • Еще одно из его преимуществ — «черное крыло» из российских композитных материалов. В «Ростехе» сообщили, что благодаря этой технологии крылья приобретают аэродинамические характеристики, недостижимые для металлических, кроме того, благодаря этому удалось расширить салон, чтобы пассажирам было комфортнее.

РБК подсчитал воздушные пассажирские суда 20 крупнейших российских авиакомпаний, почти все они используют машины иностранного производства. Например, у «Аэрофлота» из 185 самолетов — 176 иностранных, у «России» — 59 иностранных судов из 126, полностью из иностранных машин состоит авиапарк «Победы», S7 и Utair, исключительно российский авиапарк — у «Азимута».

  • Часть Boeing и Airbus была арестована в рамках введенных санкций, но большинство остается в России, сообщил вице-премьер Юрий Борисов. Он добавил, что вопрос их эксплуатации в ближайшее время прорабатывается, пока в стране не будет в нужном количестве налажено серийное производство российских авиалайнеров.
  • 39,4 млн человек перевезли российские авиакомпании на самолетах Boeing-737 в допандемийном, 2019 году. Это дальнемагистральный самолет в основном использовался для перевозки пассажиров из городов России на черноморские курорты — в том числе из Хабаровска и Владивостока в Сочи и Симферополь, рассказал представитель «России».
  • Лайнеры Airbus — 322 самолета — обеспечивали 40% пассажирских авиаперевозок в стране. По итогам допандемийного, 2019 года самолеты семейства A320ceo/neo перевезли 52,4 млн человек.
Копировать ссылкуСкопировано