Тенденция
Microsoft и Apple упростили ремонт своих устройств, начав продавать оригинальные запчасти для девайсов несертифицированным сервисам и потребителям.
Но при этом
Крупные компании пытаются препятствовать принятию законов о «праве на ремонт», ссылаясь на охрану интеллектуальной собственности и угрозу безопасности потребителей.
Мировая практика
«Право на ремонт» законодательно принято в ЕС. В США за потребителей вступилась Федеральная торговая комиссия.
В России
В Министерстве природных ресурсов и экологии РФ разработали аналогичные меры по внедрению принципов права на ремонт.
Тенденция
Среди потребителей набирает популярность так называемое «право на ремонт» — возможность заменить сломанные в устройстве детали вместо того, чтобы покупать новый гаджет. В 2021 году некоторые крупные компании пошли навстречу американским покупателям и приняли меры, чтобы упростить обслуживание поврежденных девайсов.
- 13 декабря Microsoft совместно с
iFixit объявили о партнерстве. Теперь авторизованные поставщики, коммерческие клиенты и независимые специалисты смогут покупать сервисные инструменты Microsoft на сайте iFixit.com. Обычные пользователи такую привилегию не получили. - Сейчас поставщики могут заказать три инструмента для ноутбуков и планшетов
Surface . Речь идет о рамке для отделения экрана от корпуса, защитной крышке аккумуляторного отсека и тисках для повторной установки дисплеев. В 2022 году этот перечень планируют расширить. - В iFixit отметили, что решение Microsoft — шаг в правильном направлении, однако компании еще многое предстоит сделать, чтобы упростить ремонт своей техники. Те же планшеты Surface эксперты регулярно критикуют за то, что их тяжело ремонтировать.
- Ранее, 17 ноября 2021 года, Apple анонсировала программу Self Service Repair. Она позволит клиентам самостоятельно покупать оригинальные комплектующие и инструменты компании. Apple запустит программу в начале 2022 года в США, а в течение года — еще в ряде стран. Пока воспользоваться ей смогут только владельцы iPhone 12 и iPhone 13, они получат возможность приобрести онлайн оригинальные запчасти для ремонта.
- Такими мерами компании облегчают ремонт своих устройств самими покупателями или небольшими сервисными центрами, которые раньше просто не имели доступ к деталям. Проблемы возникают не только с гаджетами от Microsoft и Apple, но и, например, от Google. Хозяин небольшого сервис-центра Джастин Миллман рассказал Bloomberg, что не мог заменить неисправные Wi-Fi-модули на ноутбуках Chromebook, так как его фирма не попала в список сертифицированных партнеров Google.
Но при этом
Крупные технологические компании пытаются затормозить принятие мер, направленных на упрощение ремонта выпускаемых ими устройств.
- Компании Apple, Google и Microsoft объединились в коалицию, чтобы помешать распространению закона
Right-to-Repair вСША , писал Bloomberg весной 2021 года. Они утверждают, что такая мера нарушит право об интеллектуальной собственности и поставит безопасность потребителей под угрозу. - В январе 2019 года в США разработали законопроект о праве на ремонт, чтобы сократить количество техники, которая утилизируется через год-два после покупки. Для этого предлагалось позволить небольшим неавторизованным сервисам ремонтировать устройства. Главный юрист Microsoft выступал против принятия законопроекта о праве на ремонт, пишет Bloomberg. Президент Microsoft Брэд Смит в феврале 2019 года воспринял инициативу негативно и заявил, что эта мера поставит под угрозу интеллектуальную собственность его компании.
- В новой программе Apple, позволяющей клиентам покупать детали самим, эксперты видят не только следование набирающей оборот политике «права на ремонт». Есть мнение, что Apple ухудшает собственную сервисную программу из соображений экономии. Ранее в соцсетях появилась информация, что официальные сервисные центры Apple могут отказаться обслуживать владельцев техники без чека. Официально компания слухи никак не прокомментировала.
- Кроме того, эксперт полагает, что Apple будет
программно мешать замене деталей, если они не сертифицированы компанией, и установит высокие цены на товары для ремонта. По прогнозам экспертов, даже в случае принятия в США закона, который обяжет компанию продавать запчасти независимым сервисам по разумной цене, Apple попытается обойти эти требования.
Мировая практика
Несмотря на сопротивление крупных игроков технологической индустрии, «право на ремонт» уже законодательно закреплено в Европе. Промежуточных успехов добились и лоббисты этой идеи в США.
- 1 марта 2021 года в Европейском союзе вступил в силу закон, согласно которому производители бытовой техники должны гарантировать, что сломавшиеся приборы можно будет починить, а детали для них будут доступны в течение 10 лет после прекращения выпуска этой модели.
- На первых этапах новые меры коснулись телевизоров, холодильников, стиральных машин и фенов. В дальнейшем планируется расширить правило на смартфоны, ноутбуки и другую электронику.
- 21 июля 2021-го Федеральная торговая комиссия (FTC) США единогласно проголосовала за усиление мер против ограничений на ремонт, которые лоббируют некоторые производители. Речь идет о ремонте смартфонов, автомобилей, бытовой техники и промышленного оборудования. При этом документ оформлен как программное заявление и не содержит какой-либо конкретики. Однако его принятие имеет важное значение для разработки законодательной базы о праве на ремонт.
В России
В России каждый год образуется около 2 млн тонн электронных отходов — примерно 10 кг на человека, отмечает глава Минприроды Александр Козлов. Одним из путей решения проблемы в министерстве видят продление срока службы техники.
- Весной 2021 года стало известно, что Минприроды предложило законодательно закрепить «право на ремонт» бытовых электроприборов. Одна из инициатив в рамках проекта — обязать производителей изготавливать детали для ремонта аппаратуры на протяжении всей гарантии, а в некоторых случаях до 10 лет. Кроме того, при покупке к товару должна прилагаться подробная инструкция по ремонту.
- Принятие такого закона может решить две проблемы. Россияне смогут покупать технику и не беспокоиться о том, что в случае поломки будет невозможно найти запасную деталь и придется покупать новый бытовой прибор. Кроме того, продлевая срок работы приборов, можно сократить объемы электронного мусора, отмечает Козлов.
- Сейчас, согласно действующему закону, компания обязана ограничить срок службы своего товара, рассчитанного на длительное использование, если спустя какое-то время он может стать опасным для жизни и здоровья людей, причинить вред имуществу или окружающей среде. В остальных случаях производитель рассчитывает такой срок по желанию.