Плохая неделя для разработчиков игр, отличная — для геймеров

Неудачные бизнес-решения игровых компаний, падающие акции, но прекрасные новые игры — в обзоре Даниила Ротштейна.

Гиганты игровой индустрии тяжело переживают начало осени. Хуже всего дела у Xbox: сначала та самая игра про обезьяну, в которую играют миллионы китайцев и приличное число не-китайцев, вышла только на ПК и PlayStation 5. Никто не знал почему, но, судя по всему, разработчики Black Myth: Wukong заключили тайный договор об эксклюзивности с Sony.

Именно тайный: обычно эксклюзивы так позиционируются, причем активно. А тут — тишина, но, по данным журналиста Forbes Пола Тасси, какая-то договоренность была, возможно, даже без денег. По факту, не столько успех PlayStation, сколько промах Xbox.

Потом итальянский разработчик инди-соулслайка Enotria: The Last Song пожаловался, что выход игры на Xbox откладывается на неопределенный срок, потому что поддержка Microsoft никак не может ответить на ряд технических вопросов.

Дальше разработчик онлайновой RPG по вселенной «Дюны» Funcom пожаловался, что выпуск игры на Xbox Series S — «младшей» в текущем поколении Xbox — станет серьезным вызовом. Это не первый такой случай — Series S ощутимо слабее флагманской Series X, но Microsoft требует от всех релизов паритета функций между версиями для обеих консолей. 

Игра Enotria
Фото: Jyamma Games

Тут важно даже не это. Важно, что два разработчика, один покрупнее, другой сильно мельче, позволяют себе публично пинать одного из трех гигантов консольного рынка. Еще недавно всем была нужна благосклонность Microsoft, пока корпорация накачивала сторонних разработчиков деньгами в обмен на релиз на Game Pass. Теперь роман закончился. Проблему с техподдержкой Entoria в итоге вроде даже решают, но только после личного вмешательства гендиректора Xbox Фила Спенсера. Тоже не особо создает ощущение здоровой компании.

У Sony, впрочем, тоже все плохо. Компания объявила, что убирает из продажи свой новый геройский шутер Concord через 2 недели после релиза и возвращает деньги всем покупателям. Всем — это от силы паре тысяч человек. Эксклюзив, находившийся в разработке почти 8 лет и с бюджетом, колеблющимся, по неофициальным оценкам, от $50 млн до $200 млн, не купил примерно никто.

Это было предсказуемо: глубоко вторичная, медленная игра со скучнейшим визуальным дизайном и максимально неинтересными героями (в геройском шутере!), которая по какой-то нелепой причине продается за $40 на рынке, где лидеры жанра — Apex Legends, Overwatch 2, винтажный Team Fortress 2 — доступны по цене ноль ноль долларов ноль ноль центов.

Но кто-то и зачем-то решил выпустить Concord в этом виде и по этой цене, и теперь все выглядят глупо. Кроме чрезвычайно довольных антифеминистов в Reddit, которые уверены, что игра провалилась, потому что там среди персонажей есть, о ужас, толстые женщины. Это, конечно, не так, но в этом жанре герои должны быть яркие — Overwatch не просто так один из самых популярных запросов на Pornhub.

Тем временем акции французского гиганта Ubisoft просели до минимума за десятилетие из-за сдержанной реакции на релиз Star Wars Outlaws. Игра с открытым миром во вселенной «Звездных войн» вышла на крепкую четверку с минусом, но на перегретом рынке этого мало.

Теперь ноябрьский релиз Assassin’s Creed Shadows отягощен невыполнимыми ожиданиями: чтобы выправить показатели Ubisoft, игра про ассасинов в средневековой Японии должна продать больше, чем рекордсмен серии Assassin’s Creed Valhalla. Но «Вальгалла» вышла в ковидном 2020-м, и повторить этот результат в 2024 году довольно сложно. Особенно учитывая, что пока дискуссия вокруг Shadows строится только вокруг включения в игру чернокожего самурая Ясукэ.

В общем, у компаний выдалась неудачная неделя. А вот для геймеров — более чем хорошая. Сразу два мощных релиза.

Во-первых, мультиплатформенный Warhammer 40,000 Space Marine 2 — зубодробительный экшен от третьего лица во вселенной вечной межгалактической войны. В роли генетически модифицированного космодесантника Тита надо отстреливать, взрывать, рубить бензопилой и просто втаптывать в грязь кованым сапогом силового доспеха насекомоподобных тиранидов. По всем оценкам, крепкий шутер в стиле первой половины 2010-х, бодрый, увлекательный и сделанный с большой любовью к вселенной Warhammer.

Во-вторых, и это главный сюрприз недели, фантастические отзывы собрал эксклюзивный платформер на PS5 Astro Bot. Симпатичный робот Астро, ставший в последние годы маскотом PlayStation, фигурировал в ряде небольших игр, служивших заодно техническими демо для нового железа Sony. Теперь он обзавелся полноценным трехмерным платформером, который критики сравнивают с лучшими приключениями Марио.

Astro Bot совмещает приключения в красочном мире с уймой отсылок к 30-летней истории PlayStation и использованием всех технических способностей PlayStation 5, в особенности контроллера Dual Sense. На агрегаторе OpenCritic Astro Bot — пока самая высокооцененная игра года со средним баллом в 95 из 100 и 100% рекомендаций.

Такой вот микрокосм состояния игровой индустрии в 2024 году: много хороших игр и агонизирующие компании, теряющие деньги и увольняющие направо-налево сотрудников. Долго так продолжаться не может, но пока что нам есть во что играть.

Фото обложки: Fabian Sommer / DPA / Picture Alliance / TASS

Копировать ссылкуСкопировано