Правила игрыДетали

По полочкам: «Аэрофлот» намерен добиваться изменения требований к ручной клади. Чем компанию не устраивают федеральные правила

Сейчас требования в Федеральных авиационных правилах неоднозначны, и это мешает развитию авиаперевозок по минимальным тарифам.

Перспектива

«Аэрофлот» намерен работать над обновлением Федеральных авиационных правил (ФАП) провоза ручной клади на борту самолетов, сообщили в компании.

Контекст

Действующие ФАП, например, не регулируют размеров дамских сумок и рюкзаков, которые разрешено брать в салон, что регулярно приводит к конфликтам и недопониманию.

Мировая практика

Средние размеры ручной клади в мире — 55×40×20 см и весом 5–10 кг. Но некоторые перевозчики, например British Airways, разрешают брать на борт до 23 кг.

Что делать

Опытные путешественники советуют брать в ручную кладь мягкую легкую сумку, а объемную одежду надеть на себя.

Перспектива

«Аэрофлот» намерен работать над изменением Федеральных авиационных правил (ФАП) провоза ручной клади на борту самолетов. Об этом сообщил генеральный директор авиакомпании Сергей Александровский. По его словам, у компании единое с Ространснадзором видение решения вопроса. 

Внесение изменений в ФАП должен утверждать Минтранс, отметили в Росавиации. В Минтрансе отказались от комментариев.

  • В Ространснадзоре объяснили, что суть изменений будет заключаться в том, чтобы четко зафиксировать в ФАП минимальные параметры габаритов ручной клади, например габариты рюкзака и дамской сумки, чтобы они не вызывали вопросов.
  • Сейчас требования к ручной клади в Федеральных авиационных правилах неоднозначны, отмечают в «Аэрофлоте», и мешают развитию авиаперевозок по минимальным тарифам.

По действующим ФАП:

  • пассажир помимо ручной клади имеет право бесплатно перевозить в салоне самолета дамскую сумку или рюкзак, а также цветы, костюм в портпледе и ряд других личных вещей; 
  • авиакомпания может установить допустимый вес и габариты для рюкзака, но для дамской сумки или портфеля размер не регламентирован;
  • перевозчик также имеет право устанавливать норму веса ручной клади, но не меньше 5 кг. 

При этом, например, представители авиакомпании «Победа» (принадлежит «Аэрофлоту») рассматривают сумку или рюкзак не как личные вещи, а как ручную кладь, которая должна вписаться в жесткие параметры, отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

А некоторые пассажиры, в свою очередь, свободно трактуют понятие «портплед» – кладут туда не только костюм, но и множество других вещей, добавил исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

Контекст

Летом 2021 года Ространснадзор установил, что «Победа» намеренно уменьшает норму габаритов, при которых разрешен бесплатный провоз ручной клади. Речь о правилах, которые компания ввела в 2019 году. Клиенты получили выбрать один из двух вариантов провоза ручной клади.

  • Согласно первому, в салон можно взять любое количество сумок без ограничений по весу, но с одним условием — все они должны поместиться в калибратор 36x30x27 см. 
  • Вторым вариантом предусмотрен провоз одного места ручной клади габаритами до 36x30x4 см, а также дополнительно дамской сумки, портфеля или рюкзака габаритами 36x30x23 см и еще ряда предметов, которые указаны в авиационных правилах.
  • Регулятор предписал перевозчику устранить нарушения, но компания отказалась это делать и решила оспорить предписание в суде. В середине января 2023 года Верховный суд признал незаконными ограничения «Победы» по габаритам ручной клади и решил, что они нарушают права пассажиров.
  • После решения суда представители авиакомпании пообещали исключить указание на габариты дамской сумки и портфеля из описания способов провоза ручной клади, но не более того. Общий подход к провозу багажа и ручной клади, а также тарифы на билеты не изменились.
  • То есть клиентам по-прежнему доступны два варианта: первый — с ограничением размера «личных вещей» 36x30x27 см, второй — на основании ФАП.

В «Аэрофлоте» считают, что действующие ФАП мешают бизнесу развиваться и предлагать клиентам более выгодные тарифы.

Мировая практика

Средние размеры ручной клади в мире — 55×40×20 см или 115 см по сумме трех измерений. Сумка именно с такими габаритами умещается на багажной полке над головой или под креслом. Средний вес ручной клади — 5–10 кг. У некоторых авиакомпаний эти нормы увеличены, у лоукостеров в основном — меньше среднемировых значений.

  • «Эйр Астана» разрешает пассажирам эконом-класса взять с собой одну сумку размером не больше 56x45x25 см и весом до 8 кг. Также на борт можно взять небольшой фотоаппарат, бинокль, дамскую сумочку и ряд других предметов.
  • Правила Turkish Airlines тоже разрешают взять лишь одно место ручной клади, максимально допустимые размеры которого составляют 55x40x23 см, а вес — 8 кг, а также одну личную вещь размером не более 40x30x15 и весом до 4 кг.
  • Пассажиры Air France могут взять в салон ручную кладь размером 55×35×25 см и весом до 12 кг. Помимо ручной клади разрешено перевозить «один личный аксессуар» размером не более 40x30x15 см. Это может быть сумочка, фотоаппарат или ноутбук — главное, чтобы предмет поместился под кресло. В салон также разрешено взять зонт, пальто или другую верхнюю одежду, а также купленные в Duty Free товары — на эти предметы ограничений нет.
  • British Airways и вовсе разрешает взять в салон до 23 кг ручной клади. Но есть ограничения по размеру — 40x30x15 см.

Что делать

Среди путешественников популярны лайфхаки, с помощью которых можно вписаться в установленные авиакомпаниями ограничения по ручной клади и не платить за багаж.

  • Тревел-блогеры советуют выбрать в качестве ручной клади мягкую и максимально легкую сумку. В Сети можно найти рюкзаки и чемоданы, разработанные специально для ручной клади.
  • Самые тяжелые и объемные предметы гардероба опытные путешественники надевают на себя, чтобы освободить место в сумке.
  • Сворачивать вещи «трубочкой» не советуют — если просто сложить их в чемодан друг на друга, получится компактнее.
  • У многих авиакомпаний пакеты из Duty Free не считаются ручной кладью. Некоторые тревел-блогеры предлагают что-нибудь приобрести в магазине беспошлинной торговли и положить к покупкам вещь, которая не уместилась в ручную кладь.
  • Еще один популярный лайфхак: если в багаже или ручной клади все-таки не оказалось места для каких-то вещей, их можно сдать в камеру хранения в аэропорту или отправить самому себе в посылке — почтовые отделения есть практически во всех аэропортах мира. 

Фото обложки: Александр Демьянчук / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано