Мир в огнеДеталиДональд Трамп

Почему Дональд Трамп ведет войну против американских СМИ

«Московские новости» спросили старшего научного сотрудника Отдела внутриполитических исследований ИСКРАН, к.ф.н. Павла Кошкина, что стоит за последними публичными конфликтами Трампа со СМИ и почему президент США чаще выбирает доносить информацию через соцсети и блогеров.

Дональд Трамп все чаще нападает на американские СМИ, обвиняя их в распространении фейков. Еще во время предвыборной кампании Трамп запустил серию исков против критиковавших его газет, а недавно пригрозил отобрать лицензию CBS.

В иске Трампа CBS обвиняется в редактировании интервью с бывшим вице-президентом Камалой Харрис в рамках новостной программы «60 минут». Тогда CBS показал две версии ответа Харрис на вопрос об Израиле и ХАМАС. Новый виток критики в адрес СМИ был вызван интервью президента Владимира Зеленского в рамках той же программы. В беседе с журналистами Зеленский вновь раскритиковал Белый дом и заявил, что Трамп, «будучи сильным президентом сильной страны», должен быть на стороне Украины, а не занимать нейтральную позицию по отношению к конфликту. Он также пригласил американского президента посетить Украину.

Конфликт Трампа с мейнстримовыми медиа начался еще в период его кампании 2016 года. Во время первого трамповского срока это была настоящая имиджевая война, которая продолжается и поныне. Сегодня мы просто наблюдаем фазу очередного обострения. Поэтому главная причина сложившейся ситуации — это месть за прошлые обиды на недружественную прессу и телевидение. Трамп известен своим нетерпением к критике со стороны СМИ. 

Сегодняшняя борьба со СМИ для Трампа — это рутина, которая превратилась в миссию и ежедневную привычку. Это его политическая идентичность. Это и намерение идти против течения и устоявшихся политических традиций. Если многие предшественники Трампа воспринимали прессу как «четвертую власть» с надзорными функциями, то Трамп считает журналистов либо обслугой своих интересов, либо источником проблем. Другого не дано.

Вместе с тем заметны попытки минимизировать или купировать инакомыслие в медийной среде. Предпочтение Трамп всегда отдает консервативной или центристской прессе. Отсюда — попытки включить в пул Белого дома лояльных корреспондентов, а также — стремление переформатировать работу Агентства по глобальным медиа.

Кроме того, недавнее нападки президента на журналистов можно связать и с судебным решением в пользу Associated Press (предписано вернуть журналистам этого информационного агентства доступ в пул Белого дома). Это своеобразный сигнал либеральным СМИ: борьба еще не закончилась. Нападки Трампа именно на CBS также связаны с тем, что в эфире этого телеканала вышло интервью с Владимиром Зеленским, в котором украинский президент снова раскритиковал Белый дом и, судя по всему, задел самолюбие главы США. Отсюда — желание моментально отомстить журналистам. По сути, это и стало триггером для нового витка противостояния Трампа и СМИ

Не исключено, что одновременно глава США прибегает к старому приему демонизации прессы для отвлечения множащихся проблем на фоне тарифных войн и внутриполитических баталий с оппонентами. Такая многоходовочка.

Что касается активности Трампа в соцсетях и его интервью блогерам, то американская молодежь действительно активно читает консервативных авторов или следит за их подкастами. Со стороны президента это вполне продуманный ход в стремлении закрепить популярность среди молодых пользователей интернета. Вместе с тем лояльные журналисты не задают неудобных вопросов и, по сути, подпевают Трампу. А именно это ему и требуется. Ему не нужна критически настроенная  журналистика. Поскольку он ищет медийный рупор для напористой популяризации своих идей. Такая тактика кажется ему единственно верной на фоне поляризации в стране и обостряющейся борьбы за умы и сердца избирателей.

Павел Кошкин старший научный сотрудник ИСКРАН, эксперт-американист

Фото обложки: Mark Schiefelbein / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано