Экономический кризис в Германии
Экономика Германии сокращалась последние 2 года из-за пандемии COVID-19, специальной операции на Украине и растущей конкуренции со стороны Китая. По итогам третьего квартала 2024-го немецкая экономика продемонстрировала рост на 0,1%, но прогнозы экспертов остаются неутешительными: в институте IFO по итогам 2024-го ожидают сокращение на 0,1%. Bloomberg пишет, что и в правительстве ФРГ «вообще не ожидают роста в этом году». И в 2025-м восстановления «не предвидится», говорят эксперты, опрошенные The New York Times. Они отмечают, что кризис в экономическом центре Европы может сказаться на всех странах ЕС и привести к сбоям в цепочке поставок.
Почему экономика Германии в кризисе
Политика кабинета министров Олафа Шольца
С 2018 года объемы производства немецких промышленных компаний сократились более чем на 12%. Экономисты связывают это в первую очередь с политическим кризисом и разногласиями внутри коалиции канцлера ФРГ Олафа Шольца. Весь 2024 год они не могли найти компромисс по разным вопросам — от энергетики до миграции. И ситуация обострилась в начале ноября, когда Шольц уволил министра финансов и лидера Свободной демократической партии Кристиана Линднера — и правящая коалиция окончательно распалась.
Досрочные выборы в стране пройдут 23 февраля. Чтобы преодолеть кризис, новому правительству необходимо изменить налоговую политику, а также инвестировать в инфраструктуру и цифровые технологии. Лидер оппозиции Фридрих Мерц (Христианско-демократическая партия Германии, ХДС/ХСС), который может сменить Шольца на посту, уже озвучил свой план по возрождению экономики — снижение налогов, дерегуляция бизнеса и сокращение социальных выплат.
Без серьезных изменений в политике потенциал долгосрочного роста немецкой экономики крайне ограничен.
Саломон Фидлер
экономист старейшего банка Германии Berenberg
Цены на энергоресурсы
Отказавшись от поставок газа из России в 2022 году, правительство Шольца переключилось на импорт СПГ из Норвегии, Нидерландов и Бельгии. Это позволило пополнить запасы, но одновременно привело к резкому скачку цен. По данным Ember, оптовые цены на электроэнергию стабильно росли с марта 2022-го и достигли рекордных €138 за мегаватт-час (на 280% больше, чем в среднем в 2016–2019 годах), а затраты потребителей в ФРГ выросли в 4 раза. Тем не менее правительство продолжает реализацию плана по отказу от атомной энергетики и закрывает последние АЭС. Все это затрудняет прогнозирование затрат и планирование инвестиций для бизнеса. В результате промышленные предприятия вынужденно сокращают потребление электроэнергии.
И это характерно не только для Германии: рекордные цены на энергоресурсы за последние 20 месяцев зафиксировали во Франции, Нидерландах, Испании и Польше.
Упадок промышленного сектора
Некогда мощный немецкий промышленный сектор по итогам 2024-го ожидает падение на 3%, прогнозируют в Федеральном союзе Немецкой промышленности (BDI). Крупные отрасли — химическая, автомобильная и машиностроительная — пострадали от роста цен на энергоносители, нехватки рабочих сил, стремительного перехода на «зеленую» энергетику и растущей конкуренции со стороны Китая. В сентябре аналитики BDI зафиксировали падение производства в автомобильном секторе на 6,9%, в машиностроении — на 8,5%, электротехнике — на 10,7% в годовом исчислении. Крупнейшие игроки сокращают издержки и проводят реструктуризации. Так, главный производитель стали в Германии ThyssenKrupp в ноябре отчитался об убытках в размере $1,2 млрд и планирует сократить штат на 11 тыс. человек. А судостроительный завод Meyer Werft запросил у правительства финансовую помощь в $423 млн, чтобы избежать банкротства.
Экономика Германии зависит не только от промышленных гигантов, но и от стартапов в сфере высоких технологий. Это слабое место ФРГ: многие предприниматели переезжают в США, где налоги ниже, а инвестиции в капитал молодых компаний — доступнее.
Кризис в немецком автопроме
Отдельного внимания заслуживает автомобильная промышленность, от которой во многом зависит состояние всей экономики ФРГ. В 2023 году на долю автопрома пришлось 17% немецкого экспорта, в этом секторе были заняты более 750 тыс. человек. El País пишет, что автопром долгое время опирался на два столпа, которые сегодня фактически разрушены — дешевый российский газ и экспорт в Китай. К тому же Германия проигрывает в технологическом плане и упускает сегмент электрокаров: Forbes отмечает, что в топ-10 самых продаваемых электромобилей в мире нет ни одного авто из ФРГ.
Крупнейшие автопроизводители пострадали от конкуренции со стороны более дешевых китайских электрокаров и падения спроса на машины. Так, в августе продажи новых авто в Германии упали на 27,8%. В случае с электромобилями цифры заметно выше: продажи обвалились на 69%. Эту тенденцию связывают с высокими ценами на электрические машины и отменой госсубсидий на их покупку.
На этом фоне Mercedes-Benz по итогам третьего квартала отчитался о падении прибыли почти на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Концерн Volkswagen допустил закрытие трех заводов в Германии из 10 — впервые за почти 90 лет работы, а также планирует сокращать тысячи сотрудников и уменьшать зарплаты на 10%, чтобы избежать массовых увольнений. Компания Bosch — крупнейший в мире поставщик автозапчастей — сократит рабочий день и заработную плату примерно 10 тыс. сотрудников. Это дополнительная мера к увольнениям 5,5 тыс. человек, которые начнутся в 2027 году. В той же ситуации и зарубежные компании, осуществляющие сборку на территории ФРГ: в Ford Motor сообщили о планах сократить 4 тыс. сотрудников по всей Европе, большинство из них — в Германии.
Политика избранного президента США Дональда Трампа
Еще до победы Дональда Трампа на выборах эксперты прогнозировали, что экономика ФРГ может потерять до €180 млрд за 4 года власти республиканца. Его президентство ударит по автомобильным и машиностроительным предприятиям Германии, ориентированным на экспорт.
Трамп уже анонсировал 25%-е пошлины на товары из Мексики и Канады и 10%-е — на товары из Китая. В отношении стран Европы он обещал пошлины в 20%, но пока не озвучивал конкретные меры. Но эксперты отмечают, что какой бы ни была экономическая политика Трампа, она вряд ли принесет пользу Германии.
Будь то перспективы введения пошлин или дерегулирование, косвенно подрывающее конкурентоспособность Германии на рынке, трудно представить, что экономическая политика США при Дональде Трампе будет исключительно позитивной и окажет положительное влияние на экономику Германии.
Карстен Бжески
экономист банковской группы ING
Из-за повышенных тарифов автоконцернам из ФРГ грозят рост затрат и задержки в производстве. Аналитики Moody’s предполагают, что немецкие компании будут переносить свои предприятия в США или окрестности ради снижения расходов. В 2023 году они уже инвестировали $16,3 млрд в производство в США — там более низкие налоги и цены на энергоносители.
Фото обложки: Kay Nietfeld / TASS