Почему рухнули правительства во Франции и Германии и что теперь будет с Европой

Отставка французского правительства во главе с Мишелем Барнье и предшествовавший ей распад правящей в ФРГ трехпартийной коалиции вызывают опасения в Европе. Крупнейшие экономики региона погрузились во внутренние проблемы и без стабильного правительства не смогут деятельно участвовать в политической жизни Старого Света.

Политический кризис во Франции: как Макрон все потерял и что будет дальше

Попытки президента Франции Эммануэля Макрона создать «управляемый хаос», чтобы обыграть набирающих популярность противников, а именно левый альянс «Новый народный фронт» (NFP) и ультраправую партию «Национальное объединение» (RN) во главе с Ле Пен, продолжались полгода. Поражение на досрочных выборах президентского альянса «Возрождение» в июне не помешало Макрону, несмотря на давление оппозиции, сформировать лояльное ему правительство под руководством премьер-министра Мишеля Барнье.

Эммануэль Макрон и Мишель Барнье
Президент Франции Эммануэль Макрон и бывший премьер-министр Мишель Барнье
Фото: Emmanuel Macron

Однако чудеса политического лавирования закончились драматично. Президент Макрон совершил фатальную ошибку, когда допустил, что левые и правые из-за идеологических противоречий не смогут против него объединиться.

До этого парламент и правительство конфликтовали по любому вопросу. В итоге разногласия не позволили им принять бюджет страны на будущий год. Новый кабинет министров ушел в начале декабря в отставку после того, как объединенная левая и правая оппозиция подавляющим большинством голосов выдвинула правительству вотум недоверия. 

К концу года из-за действий Макрона страна оказалась в глубочайшем политическом кризисе, выхода из которого в ближайший год он может и не найти. Оппозиция требует немедленной отставки президента, а с поддержкой такой инициативы соглашаются уже 46% французов, которые считают его виновным в случившемся. Французский лидер понимает, что потерпел сокрушительное поражение от Национальной Ассамблеи и в нынешних условиях практически бессилен. Возможно, именно это заставило его сразу, без задержек принять отставку Барнье.

Тем не менее Макрон явно не собирается сдаваться. В своем обращении к народу он признал, что решение распустить парламент в июне было ошибкой, но обвинил левых и правых в создании «антиреспубликанского фронта» и «хаоса». По его мнению, оппозиция думает «только о президентских выборах», но Макрон не планирует уходить в отставку. Вместо этого он пообещал в ближайшие дни сформировать новое правительство и править страной до 2027 года.

У президента осталось не так много вариантов для действий. Например, он может пойти на поводу у левых или ультраправых и назначить выгодного им премьера вроде экс-главы правительства Франции при Франсуа Олланде Бернара Казнева или губернатора региона О-де-Франс Ксавье Бертрана, но в таком случае Макрон еще сильнее испортит отношения со своими однопартийцами. Другой вариант — продолжить гнуть свою линию и выбрать главой правительства кандидата «из своих» вроде экс-министра обороны Себастьяна Лекорню или бывшего министра юстиции Франсуа Байру. Однако в любом из исходов новые кабинеты министров с высокой вероятностью могут повторить судьбу предыдущего.

Рейтинги поддержки французских партий
Фото: politpro.eu

В итоге политический кризис привел к тому, чего Макрон изначально хотел избежать, — к росту популярности ультраправых и левых.

Рейтинги этих партий почти сравнялись: у «Национального объединения» (RN) — 29%, а у альянса левых (NFP) — 28%. Теоретически они могут объявить Макрону импичмент прямо сейчас, чтобы в срочном порядке провести президентские выборы, или оставить его у власти, чтобы лучше подготовиться. В любом случае перспектива стабилизации ситуации пока не наблюдается.

Политический кризис в Германии — еще один удар по стабильности Европы

Без стабильного правительства Франция вряд ли сможет справиться с бюджетным дефицитом, который к концу 2024 года достигнет 6%. Это выше установленной в ЕС 3%-ной планки, что угрожает негативно повлиять на курс евро. «Спасти» Европейский союз могли бы усилия Германии — крупнейшей экономики региона, но правительству в Берлине сегодня не легче, чем французскому. В плачевном состоянии находится и экономика ФРГ: спрос на немецкие товары падает, что бьет по доходам рядовых граждан и правительства.

В начале ноября правящая трехпартийная немецкая коалиция под руководством канцлера ФРГ Олафа Шольца распалась. Мина замедленного действия, заложенная в альянс с самого начала, сработала. Конфликт лидера праволиберальной «Свободной демократической партии» (СВДП) с левыми социал-демократами (СДПГ) и «Зелеными» о курсе экономической политики в итоге достиг своего апогея, когда «свободные» вышли из коалиции. Немецкое правительство большинства оказалось в меньшинстве, его рейтинги рухнули, а бюджет так и не был принят. Оппозиция, а именно правоцентристы из Христианско-демократического союза (ХДС/ХСС), поддержка которых достигла абсолютного максимума в 32%, пригрозила кабинету Шольца вынести вотум недоверия и заставила его объявить о досрочных выборах в феврале. Большинство аналитиков уверены, что итогом голосования станет поражение умеренных левых — их поддержка осенью упала до 15%.

По итогам выборов в ФРГ «подвешенного» Бундестага не ожидается. Христианские демократы, вероятнее всего, сумеют получить уверенное большинство парламентских кресел и стабилизируют внутриполитическую ситуацию в стране.

Временные трудности или симптом больших перемен в Европе

Одновременные кризисы в Берлине и Париже рискуют ударить по всему Европейскому союзу в момент, когда Европа так нуждается в стабильности. Приход Дональда Трампа к власти в США угрожает еще больше ослабить регион. Две крупнейшие экономики Старого Света создали ЕС таким, каким мы его знаем сегодня, а их производственная мощь обеспечивает стабильность европейской валюты — евро. Однако проблемы с правительствами во Франции и Германии все же не означают скорого развала ЕС. 

Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц
Фото: Ebrahim Noroozi / AP / TASS

Процессы, которые сегодня можно наблюдать в Европе, начались давно. Смена политических предпочтений жителей континента с умеренных на радикальные (преимущественно правого толка) началась еще во время пандемии COVID-19.

Старая политическая элита европейских стран перестала отвечать запросам избирателей, а созданный вакуум заполнили представители новой, еще формирующейся элиты. Сначала лихорадило младших партнеров Франции и Германии: Нидерланды, Италию, Португалию, Австрию. Теперь кризис ударил и по ним. 

Изменения выглядят пугающе, но любая система стремится к стабильности. Немецкие и французские социал-демократы, которые сегодня рассматриваются как эталон европейского центризма, еще век назад считались андеграундным политическим движением. Та же участь будет ждать все современные радикальные партии.

Тем не менее предполагаемый уход Олафа Шольца и Эммануэля Макрона в отставку ставит под сомнение выполнение достигнутых двумя политиками договоренностей. Так, под угрозой находятся переговоры между Великобританией и ЕС по пересмотру положений Brexit. Но ведущие позиции Франции и Германии в общеевропейских делах сохранятся при любых раскладах — слишком велика их роль в региональной экономике. Главой Еврокомиссии остается немка Урсула фон Дер Ляйен, а француз Стефан Сежурне отвечает за индустриальную политику объединения.

Стабильна, несмотря на все кризисы, и работа общеевропейских институтов. Укрепление позиций ультраправых и евроскептических партий в Европарламенте не повлияло на его работу. Орган продолжает выполнять свои обязанности, изменился лишь дискурс парламентариев. Он все еще носит демократический характер, а значит, политической стабильности Европы пока ничего не угрожает. Остановить изменения, как и наблюдаемый спад в экономике, нельзя ввиду объективности этих цикличных процессов.

Премьер-министр Италии Джорджия Мелони в окружении лидеров стран на саммите G7 (июнь 2024 г.)
Фото: Zuma / TASS

Более того, некоторые наблюдатели отмечают, что временные проблемы в Париже и Берлине открывают окно возможностей для других крупных региональных держав — Польши и Италии.

Они раньше пережили наблюдаемые во всей Европе изменения и успели к ним адаптироваться. Однако в Польше приближаются президентские выборы, и ситуация, скорее, нестабильная: Сейм держится на коалиции левых, а президент правый. Куда вероятнее, что альтернативным центром Европы мог бы стать Рим: позиции премьер-министра Италии Джорджии Мелони остаются крепкими, и за время своего пребывания у власти она сумела выйти из политического андеграунда. Не исключено, что именно эти лидеры смогут сыграть одну из ключевых ролей в поиске нового общеевропейского компромисса.

Фото обложки: Thibault Camus / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано