Почему «ядерный зонтик» Франции не защитит Европу

Заявление президента Франции Эммануэля Макрона о возможности использования французских ядерных сил для защиты европейских стран — опасный маневр, который может привести к очередному витку гонки ядерных вооружений, но вряд ли укрепит безопасность ЕС.

Реальные ядерные возможности Франции ограничены

5 марта президент Франции Эммануэль Макрон в обращении перед нацией поддержал предложение будущего канцлера ФРГ Фридриха Мерца об использовании французских сил ядерного сдерживания для защиты европейских государств. Идея рассматривается как способ укрепления системы европейской безопасности и снижения зависимости континента от вооруженных сил США. Это происходит на фоне угроз президента Дональда Трампа сократить помощь европейским союзникам по линии НАТО и общего охлаждения отношений между Европой и США. Однако ее гипотетическая реализация может привести к обратным результатам.

Прежде всего, силы французского ядерного сдерживания размером в 290 ядерных боеголовок вряд ли могут быть использованы для обеспечения безопасности всего континента. В основе ядерной триады Франции — единственной ядерной державы в составе ЕС —находятся 64 межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) М51 с дальностью полета 8 тыс. км. Система морского базирования размещается на подводных лодках класса Triomphant. Только эти ракеты гипотетически могут представлять угрозу для российских населенных пунктов.

Подводная лодка класса Triomphant
Подводная лодка класса Triomphant
Фото: Christophe Ena / AP / TASS

Однако наличие у России превосходящих по количеству (около 1550 развернутых боеголовок) и качеству (540 МБР, передовые системы типа «Орешник», развитая система ПРО) ядерных сил сдерживания в случае конфликта значительно снизит потенциал массированного удара французских сил.

Повысить боеспособность «ядерного зонтика» Франции для защиты всей Европы можно только двумя путями: 

  • увеличить количество межконтинентальных баллистических ракет, что потребует от Франции кардинального увеличения расходов на оборону;
  • разместить французские ядерные системы на территории соседних европейских государств. Например, французские истребители Dassault Rafale и Mirage 2000N с 50 крылатыми ракетами ASMP-A с дальностью 300 км на борту теоретически можно передислоцировать в ФРГ или восточноевропейские государства. Но в обоих случаях российская ядерная триада будет превосходить французскую.

Что касается увеличения расходов на общую оборону, свой план параллельно разрабатывают структуры Евросоюза. Но развитие конкретно французских сил ядерного сдерживания для последующего предоставления союзникам Парижа гарантий безопасности потребует пересмотра французской ядерной доктрины, которая исторически базировалась на принципе использования ядерных сил исключительно для защиты собственных национальных интересов.

Внесение поправок в документ рискует столкнуться с масштабной критикой. Далеко не все внутри Франции согласны с такими предложениями. Глава ультраправой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен уже выступила против. По ее мнению, распространение гарантий безопасности на третьи страны рискует привести к тому, что Франция будет вынуждена взять на себя ответственность за защиту интересов всего Европейского региона, часто в ущерб собственной внешней политике. 

Влияние США сохраняется, Европа реагирует сдержанно  

За пределами Франции предложение «ядерного зонтика» также вызывает критику. Дело в том, что по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) ядерные державы не имеют права передавать ядерные ракеты под управление неядерным державам. Французская ядерная доктрина настаивает на независимости принятия решений страны в ядерной области, Париж не участвует в группе ядерного планирования НАТО. Это значит, что европейские государства никак не смогут повлиять на ядерную политику Парижа, на выбор угроз и целей, а также на французскую оборонную стратегию.

Президент Франции Эммануэль Макрон
Президент Франции Эммануэль Макрон
Фото: Olivier Matthys / EPA / TASS

Чрезмерно возросшее влияние Франции поставит ЕС в зависимое положение в условиях глобальной нестабильности. Неслучайно премьер-министры Латвии и Чехии, а также пока еще канцлер Германии Олаф Шольц, — тех стран, где может быть размещено французское вооружение, — заявили о «преждевременности» любых дебатов.

Риторика Макрона и Мерца игнорирует тот факт, что США как член НАТО не отказываются от своего участия в системе европейской безопасности. Американский ядерный арсенал размещен в Европе еще с 1950-х годов и является «наивысшей гарантией» безопасности альянса. Исторически французские и британские ядерные силы рассматривались как дополнение к американскому ядерному зонтику. За десятилетия американского военного присутствия в Европе Вашингтон выстроил многоступенчатую систему ядерного сдерживания, и только его военная мощь может сравниться с российской. Американские военные стратеги, включая сторонников президента США Дональда Трампа, призывают к сохранению присутствия в Европе и уходить из региона не собираются.

Трехсторонние гарантии безопасности со стороны США, Франции и Великобритании могут стать эффективными только в том случае, если тремя странами будет принята система координации действий, совместная оборонная стратегия. В противном случае европейские страны могут столкнуться с тем, что три ядерные державы вместо обещанной защиты начнут спорить о том, как, где и в каком случае они будут готовы использовать собственное вооружение для защиты чужого суверенитета.

Также изменение ядерного баланса сил с участием Франции и потенциально Великобритании без соответствующих договоренностей и в одностороннем порядке приведет к новому витку гонки вооружений, а потому уже встретило жесткую реакцию в России. Усиление позиций Франции заставит пропорционально ответить других обладателей оружия массового уничтожения, включая КНР. Круг замкнется. Таким образом, новая европейская система безопасности будет способствовать не стабильности, а дестабилизации.

Копировать ссылкуСкопировано