КапиталДетали

Как Китай стал главным экономическим партнером Африки и сколько вкладывает в континент

В 2023 году Китай вложил в экономику Африки рекордные $21 млрд — на строительство скоростных автомагистралей, модернизацию сельскохозяйственных предприятий и добычу полезных ископаемых. Это сделало КНР крупнейшим инвестором на африканском континенте. 

Китай в Африке: как развивается сотрудничество 

После пандемии COVID-19 Китай активно восстанавливает экономическое сотрудничество с Африкой: КНР выделяет миллиарды долларов на строительные проекты, наращивает объемы торговли и серьезно вкладывается в добычу полезных ископаемых. В 2023 году Китай инвестировал в горнодобывающую промышленность региона $7,8 млрд (+114% год к году). Например, в апреле 2024-го китайская компания MMG Limited завершила сделку по покупке крупного месторождения медной руды в Ботсване: власти африканской страны сообщили, что новый владелец намерен нарастить производство до 130 тыс. тонн меди и 140 тонн серебра в год. Министр энергетики и полезных ископаемых Ботсваны Лефоко Моаги отметил, что это повлечет создание сотен новых рабочих мест. 

Африка имеет право развивать свои внешние связи и выбирать партнеров, исходя из собственных интересов. Китай поддерживает регион, помогает ему развиваться и модернизировать производства. 

заявление Министерства иностранных дел Китая 

Китайские компании в минувшем году также вложились в разведку и добычу кобальтовых и литиевых рудников в Намибии, Замбии и Зимбабве. Особенно активны компании из КНР в Зимбабве: разведанных запасов лития в стране достаточно для удовлетворения 20% мирового спроса. Так, в 2023-м в Зимбабве начал работать завод китайской компании Huayou Cobalt по производству литиевого концентрата. Крупнейший литиевый рудник Зимбабве — Bikita — тоже принадлежит компании из КНР. Financial Times полагает, что Поднебесная выигрывает мировую гонку за африканским литием.

США и Европа сейчас в самом начале пути: они пытаются наладить партнерские отношения с африканскими странами и составляют списки важных месторождений полезных ископаемых. У китайских инвесторов этап переговоров давно позади: они уже скупают африканские рудники для добычи полезных ископаемых и строят заводы по переработке.

Financial Times

Очевидно, что Африка находится ближе к Европе, и экспорт полезных ископаемых в страны Европы экономически целесообразен, но Китай уже создал большую инфраструктуру в регионе, поэтому страны Запада проигрывают в этой гонке.  

Бернард Эйлуорд
исполнительный директор Kodal Minerals

По данным Griffith University, Китай — крупнейший инвестор в Африке: в общей сложности в 2023 году Пекин вложил в экономику континента $21,7 млрд (с учетом всех строительных контрактов).  

Инициатива «Один пояс, один путь» в Африке

«Один пояс, один путь»: компании из КНР строили по всему континенту порты, гидроэлектростанции и железные дороги — кредиты под проекты выдавали китайские государственные банки. К 2016 году объем долга стран Африки достиг $28,4 млрд, поэтому Китай начал сворачивать программу кредитования и переходить на новую систему сотрудничества — государственно-частное партнерство. В таком случае африканские страны выбирают более выгодные контракты и «не копят долги», отмечают экономисты. К 2022 году долг стран Африки сократился до $995 млн. 

Китайские компании в рамках инициативы «Один пояс, один путь» строят в Африке в основном транспортную инфраструктуру. Например, China Road and Bridge Corporation (CRBC) в августе 2022 года закончила строительство и запустила скоростную автомагистраль в кенийской столице Найроби. Стоимость проекта — $668 млн. В марте 2024-го ей ежесуточно пользовались 57 тыс. автомобилистов. Изначально предполагалось, что этого показателя удастся достичь только к 2049 году.

Один из самых масштабных транспортных проектов Китая в Африке на сегодняшний день — реконструкция железнодорожной линии, которая соединяет Замбию с танзанийским портом Дар-эс-Салам. В него КНР вложит порядка $1 млрд. Эту железную дорогу планируется использовать для транспортировки полезных ископаемых из Замбии и Демократической Республики Конго. США и страны ЕС, в свою очередь, пытаются не отставать от главного конкурента в регионе: в октябре 2023-го Брюссель и Вашингтон заявили, что профинансируют реконструкцию железнодорожной линии, которая свяжет Замбию с портом в Анголе. Но работа идет «слишком медленно», отмечают в Financial Times: только на проектирование у США и ЕС ушло 12 месяцев. 

Торговые отношения Китая со странами Африки 

В 2023 году объемы торговли между Африкой и Китаем достигли рекордных $282 млрд — в основном за счет экспорта из КНР. В то же время поставки африканских товаров в Китай сократились на 7%. Местные производители отмечают, что им сложно выходить на «закрытый китайский рынок». Например, Кения в 2023-м заработала на экспорте авокадо $150 млн. Только 10% от этой суммы пришлось на КНР. 

Китайский рынок для нас относительно новый. Мы стремимся продавать больше, однако это сложно — как с точки зрения маркетинга, так и с точки зрения таможенного контроля, пошлин и санитарных проверок. Но мы постоянно ищем возможности. 

Эрнест Мутоми
глава Ассоциации поставщиков авокадо Кении

В августе 2023-го Си Цзиньпин заявил, что Китай поможет Африке «модернизировать сельскохозяйственный сектор». Кроме того, в декабре 2022-го Пекин отменил импортные пошлины на продукцию из десяти стран Африки, а в декабре 2023-го включил в этот список еще шесть государств. 

Фото обложки: Alet Pretorius / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано