Вы когда-нибудь задумывались, что происходит с соцсетями умерших? Их подписками, облачными сервисами, сайтами и блогами? Мало кто заботится о своем цифровом наследии, и отчасти причина состоит в том, что не у всех сервисов, платформ и других ресурсов есть четкий механизм для передачи цифрового капитала. А если и есть, то родственникам умерших приходится сталкиваться чуть ли не с бумажной волокитой, хотя мы живем в суперсовременном мире.
Получается, что нажитое годами цифровое имущество теряется — не только потому, что наши близкие могут даже не знать о том, где и какие у нас есть аккаунты, но и потому, что технологические платформы просто к этому не готовы.
Что могут включать в себя наши цифровые активы:
- аккаунты в социальных сетях и других приложениях;
- электронная почта;
- облачное хранилище данных (Google Drive, Dropbox и так далее);
- банковские счета и инвестиционные портфели;
- сайты и блоги;
- фотографии и видеофайлы;
- цифровые кошельки и криптовалютные активы.
Что происходит, если, например, не подумать об аккаунтах в соцсетях? Оказывается, довольно распространенная история — приглашения от соцсетей подружиться с кем-то, кто умер, или написать сообщение этому человеку. На некоторых платформах, таких как Twitter [теперь известный как X]* и TikTok, вообще отсутствует механизм, позволяющий отмечать профиль как принадлежащий умершему человеку.
Среди соцсетей, похоже, об этом подумали только Facebook** и «ВКонтакте». В первом случае вы можете назначить цифрового наследника. А во «ВКонтакте» есть специальное обозначение страниц умерших пользователей — в случае смерти пользователя его родственники могут обратиться в службу поддержки и предоставить фото свидетельства о смерти. По желанию родных страницу умершего можно удалить или оставить ее как память для близких людей. При втором варианте теперь появится и отметка «Страница умершего человека». Процесс довольно сложный и запутанный, но и это уже что-то, ведь в противном случае платформы могут просто удалить неактивные аккаунты.
При этом просто так передать аккаунт близкому человеку с юридической точки зрения не рекомендуется. Платформа заключает договор с конкретным человеком, и после его смерти контракт теряет силу (как бы грустно и жестоко это ни звучало). Вот почему так важно составить киберзавещание.
Цифровое завещание представляет собой документ, который позволяет определить судьбу ваших онлайн-активов после смерти. Он может включать в себя аккаунты в социальных сетях, электронную почту, облачные хранилища данных, банковские счета и другие цифровые активы.
Как составить киберзавещание
- Определите свои цифровые активы. Составьте список всех своих онлайн-аккаунтов, паролей и других цифровых активов, которые вы хотите передать. Важно указать, хотели бы вы иметь цифрового двойника, чат-бота и так далее (да, сейчас это нормально, учитывая возможности искусственного интеллекта).
- Выберите доверенное лицо. Это может быть член семьи, друг или адвокат.
- Составьте документ. В нем вы должны указать все свои цифровые активы и дать инструкции о том, как они должны быть переданы / использованы после вашей смерти. Также укажите контактную информацию вашего доверенного лица.
- Защитите свой документ. Храните его в безопасном месте и сообщите своему доверенному лицу о его существовании. Например, киберзавещание можно оставить в защищенном паролем файле на вашем компьютере или внешнем жестком диске. Также можно передать копию документа вашему адвокату или нотариусу для хранения в их архивах. Важно убедиться, что ваше доверенное лицо знает о существовании этого документа и сможет найти доступ к нему после вашей смерти.
Управление информацией об умершем человеке — это проявление заботы, требующее определенных усилий от живых. В мире искусственного интеллекта и кибермошенничества создание цифровых двойников, аферы и просто появление ушедшего человека в списке рекомендаций для друзей выглядит жутко. Если вы не хотите, чтобы ваши данные фигурировали в таких историях, тогда memento mori — и вы теперь знаете, что делать.
**Соцсеть X (ранее Twitter) заблокирована на территории РФ в связи с распространением недостоверной общедоступной информации.
**Продукт компании Meta Platforms, признанной в России экстремистской организацией.