Что произошло
Самолет авиакомпании Virgin Atlantic совершил первый в истории трансатлантический перелет на альтернативном, «зеленом» топливе (SAF) — Boeing 787 вылетел из лондонского аэропорта Хитроу и, перелетев Атлантический океан, приземлился в Нью-Йорке. На борту не было коммерческих пассажиров, только британские чиновники и представители топ-менеджмента компании, среди которых — основатель Virgin Atlantic миллиардер Ричард Брэнсон, глава авиакомпании Шай Вейсс, а также министр транспорта Великобритании Марк Харпер.
Пройдет некоторое время, прежде чем мы сможем получить достаточно биотоплива, чтобы каждый мог летать. Но нужно с чего-то начинать!
Ричард Брэнсон основатель Virgin Atlantic
Топливо для рейса через Атлантику было произведено из отработанного растительного масла, переработанного животного жира и кукурузного крахмала. Подобный состав уже применяют многие авиакомпании, но до этого им лишь разбавляли традиционное авиатопливо в пропорции до 10%, причем только на коротких рейсах.
В авиаотрасли рассчитывают, что демонстрационный полет Virgin Atlantic привлечет инвесторов и ускорит развитие производства биотоплива.
Почему это важно
Во время авиаперелетов в атмосферу выбрасывается большое количество углекислого газа, и, по прогнозам, этот показатель будет только расти: карбоновый след от авиаперевозок к 2050 году вырастет на 10–25%.
Массовое внедрение биотоплива в авиации может решить проблему загрязнения атмосферы: по оценкам специалистов, использование SAF, производимого из пищевых и сельскохозяйственных отходов, снизит выбросы углекислого газа самолетами на 70% за все время их эксплуатации.
Но при этом
- Некоторые СМИ не исключают, что перелет через океан на «зеленом» топливе — очередной пиар-ход от Virgin Atlantic, цель которого — не спасти экологию, а привлечь к себе внимание: авиакомпания, как отмечает WSJ, на протяжении многих лет терпела убытки и в последний раз приносила прибыль в 2016 году.
- С критикой проекта Virgin Atlantic выступили и ученые с кафедры авиации, и правозащитные группы. Они отмечают, что полностью перевести самолеты на топливо из отработанного растительного масла невозможно из-за отсутствия необходимых объемов.
Нужно незамедлительно сократить объемы сжигания ископаемого топлива в двигателях, то есть уменьшить число полетов там, где это возможно.
Магдалена Хойвизерпредставитель Группы по защите окружающей среды Stay Grounded
- К тому же, как отмечают экологи, это топливо не является по-настоящему экологически чистым — оно, хоть и в меньших масштабах, все же выделяет углерод при сгорании.
- Кроме того, «зеленое» топливо дороже традиционного керосина в 4 раза. По подсчетам экспертов, если нынешняя стоимость экотоплива SAF не изменится, перелеты подорожают как минимум на 20%. И произойдет это уже в 2027 году— когда в силу вступят новые
требования Международной организации гражданской авиации (ICAO). - По оценкам ученых, сырья для SAF в целом недостаточно, чтобы перевести на него всю мировую авиацию. Например, в Великобритании для производства достаточного количества биотоплива придется задействовать более половины всех сельскохозяйственных угодий страны. Эксперты полагают, что для реальной декарбонизации авиационной отрасли нужно разрабатывать альтернативные виды углеродно-нейтрального топлива.
Контекст
- На сегодняшний день «зеленое» топливо применяется в коммерческих авиаперевозках, но его доля не превышает 0,1% от всего используемого горючего.
- Ряд европейских авиакомпаний, к примеру British Airways и Air France, намерены повысить долю SAF в авиационном топливе — до 10% к 2030 году и до 65% к 2050-му. Для реализации этих амбициозных планов власти Великобритании в ближайшие несколько лет планируют построить пять заводов по производству SAF.
- Переход на биологически чистый вид топлива широко обсуждается и в России. С 2021 года в стране работает ассоциация разработчиков и производителей авиационного топлива с минимальным углеродным следом. Среди ее участников — авиакомпании «Аэрофлот», S7 Group, «Волга-Днепр» и «Уральские авиалинии». Первый рейс с использованием биотоплива на кукурузном крахмале совершила авиакомпания S7. Доля такого горючего составила 10%, остальные 90% — традиционное авиационное топливо. Перейти на биотопливо полностью в компании намерены к концу 2030 года.
Фото обложки: Virgin Atlantic Airways