Последние дни свободных соцсетей: почему правительства разных стран стремятся взять их под контроль

Принято считать, что госконтроль над соцсетями и мессенджерами в наибольшей степени характерен для авторитарных режимов. Однако влияние онлайн-платформ на политические системы оказалось гораздо сложнее и глобальнее, а их контроль одинаково волнует все правительства.

Первопроходцы госконтроля над соцсетями

Быстрее всех опасность соцсетей и мессенджеров для своей политической стабильности действительно осознали авторитарные государства — на территории Китая, Ирана, Северной Кореи, Туркменистана и некоторых других иностранные соцсети просто заблокированы, в основном по инициативе правительств этих же стран.

Блокировки иностранных соцсетей в России были связаны с началом СВО. В марте 2022 года компания Meta* была признана экстремистской организацией, поскольку Facebook* временно разрешил украинским пользователям публично призывать к насилию в отношении ВС России. Кроме того, сами иностранные компании в рамках санкций стали вводить ограничения на использование соцсетей в России: YouTube полностью запретил авторам видео монетизацию для российской аудитории, видеоплатформа удалила несколько российских каналов (авторских и СМИ). То есть ограничения стали инициироваться еще и извне. 

Некоторые страны время от времени блокируют доступ к соцсетям, как правило, в случае ЧП, протестов или других непредвиденных обстоятельств. Этим способом за последние пару лет неоднократно пользовались, например, Турция, Пакистан, Венесуэла и др. Обычно блокирование соцсетей или временные ограничения доступа к ним объясняются борьбой с распространением непроверенной информации в период политической турбулентности. Также правительствам важно ограничивать потоки альтернативных новостей, распространять проправительственную пропаганду, наблюдать за гражданами.

Попытки контроля со стороны демократических правительств

Постепенно практики блокировок стали применяться и в западных странах. Их правительства также пришли к выводу, что контроль цифрового общения граждан необходим и в целом неизбежен. В более мирные времена онлайн-площадки при правильном подходе использовались политиками для агитации и мобилизации идейных сторонников. Со временем политтехнологи и маркетологи научились использовать инструменты соцсетей для продвижения любой своей идеи, услуги или товара. Наступила эра блогеров и комментаторов, а с ними ботов, накруток и фейков.

Соцсети больше не могли долго оставаться вне внимания правительств.

В демократических странах правительства не стали сразу блокировать доступ к недружественным площадкам, а пошли по пути формулирования угроз для политической стабильности и безопасности граждан. Среди главных угроз:

  • вирусное распространение фейков и непроверенной информации. Особенно масштаб проблемы проявился во время пандемии, а теперь дезинформация наносит наибольший ущерб во время активной фазы военных конфликтов, антимигрантских протестов или проведения выборов. Актуальной проблема остается в связи с большой популярностью теорий заговора и конспирологии. В перспективе угрозу представляют ИИ-технологии, дипфейки; 
  • разжигание конфликтов и поляризация пользователей. Соцсети предоставляют возможности для любых пользователей призывать к насилию, оставлять расистские комментарии и мемы, проявлять неуважение к другим пользователям, разжигать ненависть одних групп к другим; 
  • анонимность и удобство использования площадок для преступников. Мессенджеры дают много возможностей для совершения преступных действий с минимальными последствиями: от мошенничества и кражи личных данных до наркоторговли;
  • доступность пиратского контента. Медиакомпании часто подают в суды с требованиями блокировать распространение нелицензионного контента в интернете.

Геополитические кризисы последних лет ускорили поиск способов ужесточения государственного контроля над интернет-площадками. Продолжительные военные конфликты на Украине и Ближнем Востоке, неконтролируемые потоки нелегальных мигрантов и беженцев в ЕС и США, экономическая и технологическая конкуренция между Китаем и США, а также неутихающие культурно-идеологические споры, приведшие к значительной радикализации пользователей (в основном в X/Twitter**, Facebook*), значительно повысили роль и влияние соцсетей на повседневность. Настолько, что владельцы отдельных площадок в своем влиянии начинают приравниваться к политическим лидерам.

От Маска к Дурову: как растет влияние владельцев социальных платформ

Первым на ум приходит эпатажный миллиардер Илон Маск, купивший X/Twitter** в октябре 2022 года. Площадка не является самой многочисленной, но остается одной из ключевых новостных платформ в периоды кризисов. По данным X**, число ее ежедневных активных пользователей во всем мире во втором квартале 2024 года составило 251 млн.

Самые популярные соцсети в 2024 году по количеству пользователей
Наиболее популярные соцсети в 2024 году по количеству пользователей
Источник: Shopify

Можно вспомнить сразу несколько примеров влияния Маска на политическую повестку разных стран даже за последний месяц.

  • Маск так много критиковал правительство Великобритании за подавление крайне правых протестов в августе, что премьер-министр Кир Стармер обвинил его в «разжигании британских беспорядков».
  • Сразу после переизбрания президентом Венесуэлы Николаса Мадуро Маск вступил с ним в онлайн-батл, который закончился ограничением работы его платформы в стране.
  • В Бразилии Маск обвинил судью Алешандри ди Морайса в нарушении Конституции из-за просьб заблокировать в X** некоторые аккаунты и даже призвал судью уйти в отставку.
  • При этом в США Илон Маск также остается заметной фигурой, активно предоставляя свою площадку для предвыборной агитации кандидату в президенты Дональду Трампу (забаненному в Twitter** при прошлых владельцах). В середине августа онлайн-интервью в соцсети X** Маска с Трампом собрало около 1 млрд просмотров, что численно бьет просмотры любых ТВ-дебатов на политические темы.

Но Илон Маск фигура исключительная. Чаще всего владельцы соцсетей готовы идти на компромисс с властями, хотя потом и жалеют об этом. Об одном таком компромиссе рассказал гендиректор Meta* Марк Цукерберг. По его словам, высокопоставленные чиновники администрации Джо Байдена «неоднократно оказывали давление» на Facebook* и Instagram* с целью цензурировать контент, связанный с COVID-19, во время пандемии, «включая юмор и сатиру». Тогда платформа удалила более 20 млн единиц контента за год.

Также Facebook* в преддверии выборов 2020 года «временно понизил рейтинг» контента, касающегося сына президента США Хантера Байдена, после того как ФБР предупредило о «потенциальной российской операции по дезинформации». Тогда распространение получали публикации на основе слитых переписок и файлов из ноутбука Хантера о коррупционных связях Байденов с украинскими и китайскими бизнесменами.

И вот теперь разворачивается кейс с задержанием в Париже основателя мессенджера Telegram Павла Дурова, который, судя по последним сообщениям в СМИ, на компромиссы с правительствами стран ЕС не шел. По мнению французских правоохранителей, Дуров является соучастником незаконного оборота наркотиков, преступлений против детей, мошенничества и отмывания денег, поскольку не осуществляет должный контроль за контентом на платформе и отказывается использовать одобренные европейцами инструменты мониторинга. Эти обвинения привлекли международное внимание, а решение французского суда может открыть новую страницу в вопросах дальнейшего регулирования интернет-площадок.

Неминуемое усиление госконтроля над соцсетями

Общий тренд правительств на ужесточение контроля за публикациями в соцсетях и переписками в мессенджерах в случае расследования уголовных преступлений очевиден. Накаляющаяся международная обстановка последних лет, по всей видимости, очень поспособствовала тому, чтобы государства четче сформулировали угрозы собственной стабильности в онлайн-пространстве.

Страны Европы только начали разработку общего свода правил для работы социальных платформ. В 2022 году был принят «Закон о цифровых услугах» (Digital Services Act), который ввел ответственность онлайн-платформ за вредоносный контент, потребовал прозрачности алгоритмов, защиты прав пользователей и прочее. Ситуация продолжает меняться, создаются новые прецеденты, и каждая страна или даже отдельные регионы в них вносят свои законопроекты и поправки для решения постоянно возникающих проблем в цифровом пространстве.

Пока контроль над контентом в соцсетях представляется сложной задачей для их создателей и владельцев, а времени на бесплодные дискуссии среди правозащитников, журналистов и активистов не остается, государственный контроль все чаще становится простым и понятным решением назревшей проблемы в странах с любым политическим режимом.

*Компания Meta и ее продукты Instagram и Facebook признаны экстремистскими и запрещены в РФ.

**X – новое название Twitter, соцсеть заблокирована на территории РФ.

Фото обложки: Freepik

Копировать ссылкуСкопировано