Культурный кодДетали

Прощай, Азерот: Blizzard покинул КНР. Геймеры потеряли своих персонажей и оплакивают их в соцсетях

23 января 2023 года в Китае перестали работать игры американского разработчика, включая World of Warcraft, Hearthstone, Diablo и Overwatch 2. Геймеры объявили траур и устроили массовые «проводы» в соцсетях.

Что произошло

3 млн китайских геймеров прощаются с землями Азерота: Blizzard отключила китайские серверы World of Warcraft (WoW) из-за конфликта с местным партнером NetEase.

Что говорят

В Blizzard говорят, что мера временная, и надеются, что компании смогут решить проблему. Но геймеры объявили траур и устроили массовые «проводы» в соцсетях.

История вопроса

Первая игра по миру WoW вышла в 1994 году, серия стала культовой. В 2008 году Книга рекордов Гиннесса назвала WoW самой популярной ролевой онлайн-игрой в мире.

Тенденция

Видеоигры — хобби для 720 млн китайцев. Власти КНР жестко регулируют этот рынок — например, следят, чтобы сюжет транслировал «правильные ценности».

Что происходит

Миллионы китайских геймеров прощаются с землями Азерота: Blizzard отключила игру World of Warcraft (WoW) на территории КНР из-за конфликта с местным партнером NetEase.

  • Игры Blizzard были доступны в КНР с 2008 года благодаря сотрудничеству с NetEase. Согласно местному законодательству, иностранные разработчики могут выйти на рынок только через китайские фирмы. 
  • Blizzard и NetEase сотрудничали 14 лет, однако не смогли договориться о продлении партнерства. О прекращении сотрудничества они объявили в ноябре прошлого года. 
  • Что именно стало причиной размолвки партнеров — достоверно неизвестно. Как пишет Bloomberg, компании не смогли договориться об интеллектуальной собственности, обработке персональных данных и финансовых условиях. «Blizzard выдвигает нескончаемые непомерные требования, пытается получить все даром и извлечь выгоду, не принимая на себя ответственности», — заявили в NetEase.
  • В середине января 2023-го в NetEase решили наглядно показать свое отношение к условиям, предложенным Blizzard. Несколько сотрудников разбили кувалдами большую статую орка из Warcraft рядом с одним из офисов китайской компании. За разрушением статуи в прямом эфире наблюдали 30 тыс. зрителей.
  • В конце ролика можно увидеть, как сотрудникам, которые участвовали в разрушении статуи, бесплатно раздали напиток с названием Blizzard Green Tea. В Китае фраза «зеленый чай» на сленге обозначает человека, который старается казаться милым, но на практике оказывается корыстным.
  • В конце января в Blizzard сообщили, что запросили исключительное продление контракта на 6 месяцев, чтобы успеть найти другого партнера, но NetEase отказала, посчитав поступившее предложение «грубым и неуместным». 

В итоге 23 января 2023 года в Китае перестали работать игры американского разработчика, включая World of Warcraft, Hearthstone, Diablo (не считая Diablo Immortal) и Overwatch 2. При этом аудитория одного только WoW в КНР составляет 3 млн человек. 

У китайских геймеров ситуация сложнее, чем у российских, которым Blizzard перестал продавать свои игры. VPN в этом случае не поможет: хотя сеть позволит получить доступ к играм Blizzard в других регионах, местные серверы отключены — это значит, что пропали все деньги, потраченные пользователями на проекты, по сути, вместе с персонажами.

Что говорят

В Blizzard заявили, что деактивация китайских серверов это «не конец», а просто «временная неудачная приостановка», но геймеры, судя по всему, не верят в возвращение компании на местный рынок.

  • В Weibo они массово публикуют скриншоты с сообщениями о неудачном подключении, сопровождаемые плачущими смайликами.
  • Портал Noob Club сообщает, что за несколько часов до отключения серверов многие игроки устроили World of Warcraft и другим проектам масштабные «проводы». Они делали скриншоты персонажей на память, посвящали им стихи и прощальные речи. 
  • «Это действительно печальный день для игроков World of Warcraft и поклонников Blizzard Entertainment во всем мире», — написал один из пользователей.
  • «Это была не просто игра. Это были воспоминания целого поколения молодых китайцев», — написал другой.
  • «Больно, очень больно. У меня действительно болит сердце», — написал третий.
  • Некоторые пытаются искать плюсы в сложившейся ситуации. Один из фанатов WoW отметил, что раньше играл до трех часов в день и не уделял жене достаточно времени. «Теперь, когда World of Warcraft больше нет (В КНР. — Прим. ред.), я хочу загладить свою вину», — сказал он.
  • Глава NetEase Саймон Чжу ранее тоже выразил сожаление: «Как геймер, который провел десять тысяч часов в мире Азерота, в StarCraft и Overwatch, я убит горем».
  • Отключение Китая от игр Blizzard также прокомментировал бывший руководитель разработки Hearthstone Бен Броуд, который сейчас возглавляет Marvel Snap: «Боже, как же грустно».

История вопроса

Warcraft — культовая игра. «Если в нее не играли вы, то наверняка это делали ваши знакомые», отмечают СМИ. 

  • Первая игра серии Warcraft — Warcraft: Orcs & Humans — вышла в 1994 году и стала вехой в развитии игр. Хотя создатели и опирались на опыт других разработчиков, прямых конкурентов на рынке не было. Многие геймеры также считают, что богатый и проработанный мир стал одной из причин популярности этой игры. 
  • С тех пор у Warcraft появилась своя вселенная, с книгами — например, «Кровью и честью» (2001), энциклопедиями и художественным фильмом Warcraft, вышедшем на экраны в 2016 году. Он собрал более $433 млн при бюджете $160 млн. Однако в американском прокате фильм провалился и от создания трилогии было решено отказаться.

В 2008 году Книга рекордов Гиннесса назвала World of Warcraft самой популярной MMORPG в мире с числом подписчиков свыше 10 млн, на пике популярности в 2010 году в World of Warcraft играли около 12 млн человек, но затем число пользователей стало сокращаться. В 2019 году разработчики попытались сыграть на ностальгии и выпустили World of Warcraft Classic, однако она вызвала у пользователей множество нареканий. Интернет-издание The Outline отметило, что игра скорее похожа не на возрождение легенды, а на «предсмертный хрип».

В середине января игроки рассказали, что получили от Blizzard опросник, в котором компания оценивала их интерес к потенциальному «мягкому перезапуску» провального переиздания Warcraft III: Reforged, вышедшей в 2020 году.

Тенденция

Игровое комьюнити в КНР весьма многочисленное: 720 млн активных геймеров — по данным 2020 года. В то же время в Китае власти жестко регулируют игры еще с 1990-х.

  • В 2018 году в стране появился Специализированный комитет по этике в видеоиграх. Он следит, чтобы сюжет транслировал «правильные ценности», например, не навязывал культ денег и богатства, а также не содержал сцен жестокого обращения с детьми и изображений «излишне женственных» мужчин. 
  • Также власти лимитируют время, которое несовершеннолетние могут проводить за геймингом. С 2021 года граждане младше 18 лет могут играть только вечером, по пятницам, субботам, воскресеньям и официальным праздникам — всего один час. 
  • На этом фоне западным игровым компаниям приходится проводить все более глубокую локализацию своих продуктов, отказываться от привычных бизнес-моделей, чтобы работать на привлекательном рынке. В то же время китайская Tencent несколько лет подряд демонстрирует стабильный рост.
  • На фоне ухода Blizzard Tencent уже представила игру под названием Tarisland, которая, по мнению многих пользователей, «подозрительно напоминает WoW». 

Фото обложки: Xing Yun / Costfoto / Keystone Press Agency / Globallookpress

Копировать ссылкуСкопировано