КиберпанкДетали

Путь к Метавселенной

Игры без игр, революция на рынке видеокарт и государственный корейский VR — в разборе «Московских новостей».

Метавселенная — гипотетическая следующая ступень эволюции интернета. Объединяющее множество виртуальных миров иммерсивное трехмерное онлайн-пространство со своей экономикой, предметами собственности, недвижимостью и неограниченным числом одновременных пользователей-аватаров. Каждую неделю Даниил Ротштейн анализирует, как корпорации, деятели искусств, разработчики VR-технологий, криптоэнтузиасты и вслед за ними весь остальной мир делают новые шаги на пути к неясному, но неизбежному будущему, которое сулит Метавселенная.

Виртуальная реальность не только для игр

Fortnite запустил Party Worlds, специальные социальные пространства для тех, кто хочет проводить время с друзьями в мире игры без стрельбы. В обычной форме Fortnite — это шутер от третьего лица с элементами строительства. В игре уже и раньше были мирные мероприятия вроде концертов (о них можно прочитать в прошлом выпуске), но теперь это специальные и исключительно социальные пространства, где геймплей — не главное, хотя пользователям и доступны легкие мини-игры.

Фото: Epic Games

Производитель бытовой техники Dyson запустил VR-приложение Dyson Demo VR, в котором пользователи с помощью виртуального шлема могут «опробовать» фен или пылесос. Именно что в кавычках — ни температуру, ни силу всасывания не оценишь. Но трехмерную модель можно повертеть в руках, ознакомиться с системами управления и функциями. Промежуточный вариант между походом в магазин и просмотром статичного фото или даже видео на сайте продавца.

Что это значит: и создатели виртуальных пространств, и разработчики VR-технологий стремятся к тому, чтобы дистанцировать свой продукт от чисто игровой репутации. Тот же Roblox уже позиционирует себя не как игру, а как платформу для создания «впечатлений», хотя по факту там создают и играют именно в игры. Fortnite тоже пытается как можно скорее отойти от образа просто многопользовательской стрелялки. Что касается VR, то приложения вроде Dyson Demo — важный шаг на пути проникновения в дома обычных пользователей, а не геймеров и хайтек-энтузиастов.

«Железная» гонка накаляется   

Малоизвестная китайская компания привлекает сотни миллионов долларов в надежде бросить вызов NVIDIA и AMD на рынке видеокарт. Про Moore Threads подозрительно мало информации, кроме того что компании уже год, она даже выпустила какие-то видеокарты и планирует в дальнейшем делать еще и дата-центры, рабочие станции и другие решения для «роботов, автономного вождения, биокомпьютеров, умной энергетики». Что известно точно — китайские инвесторы вложили в Moore Threads сотни миллионов долларов.

По новым слухам, следующее поколение флагманских видеокарт NVIDIA, серия RTX 40, может быть выпущено уже в 2022 году. Вопрос в том, сможет ли Nvidia произвести их в достаточном количестве. Для нового поколения компания планирует перейти с чипов компании Samsung на последние разработки тайваньской TSMC, которая уже завалена заказами от Apple, AMD и Qualcomm. AMD предположительно тоже может выпустить новое поколение видеокарт до конца года.

Фото: Captains Workspace / YouTube

Что дальше: уже известно, что в первом квартале 2022 года на рынок видеокарт выйдет Intel с серией Alchemist. Это означает, что впервые за долгое время в этом сегменте может разрушиться дуополия NVIDIA и AMD. Резкий рост спроса на видеопроцессоры на фоне движения к Метавселенной и, да, популярности майнинга криптовалют означает, что на рынке появилось место для новых игроков. Проблема в том, что реализовать этот потенциал возможно только после достаточного увеличения производства комплектующих, что произойдет не раньше 2023 года.

Другой путь

На фоне всеобщего ажиотажа вокруг VR и метавселенных Valve, по последним данным, движется в другом направлении. Несмотря на то что Valve незадолго до пандемии коронавируса выпустила собственный премиальный VR-шлем Index, а также игру Half-Life: Alyx, возможно, лучшую VR-игру, по некоторым данным, компания может забросить VR, чтобы полностью сосредоточиться на своей последней разработке — портативной консоли Steam Deck.

Фото: Valve

Steam Deck должен начать продавать в ближайшие месяцы, и для Valve это более очевидная краткосрочная ставка — в ситуации, когда собрать игровой компьютер либо дорого, либо попросту невозможно, специализированная, компактная, понятная мини-консоль (в которой на самом деле спрятан ПК на системе Linux) может стать наиболее доступной точкой входа в мир компьютерных игр для новой аудитории. Тем более что шлем Index занимает всего 16% от числа VR-шлемов, зарегистрированных в системе Steam. 61% приходится на принадлежащий Meta (бывший Facebook) Oculus.

Что это значит: возможно, что и ничего. Valve всегда шла своим путем и всегда была готова экспериментировать с новыми продуктами и отказываться от них в случае недостаточного успеха. Глава компании Гейб Ньюэлл в июле говорил, что VR для них — очень долгосрочная история. Не исключено, что Valve готова дать другим игрокам разогреть рынок VR, чтобы вернуться на него с новым продуктом для более подготовленного покупателя.

Наблюдение недели

Государства к теме метавселенных и VR пока относятся настороженно или в отдельных случаях негативно — как, например, Китай, который намерен мониторить метавселенные на предмет отмывки денег с помощью крипты. Чуть ли не единственное исключение — Южная Корея, которая в начале года заявила о намерении вложить в развитие VR-технологий около $170 млн, потом анонсировала официальную метавселенную Сеула, а теперь планирует использовать виртуальные шлемы для тестирования пожилых людей при продлении водительских прав. Интересно, что Южная Корея подала заявку на проведение ЭКСПО-2030 в Пусане, и агрессивное развитие хайповых виртуальных технологий может быть частью имиджевой государственной стратегии.

Копировать ссылкуСкопировано