Метавселенная — гипотетическая следующая ступень эволюции интернета. Объединяющее множество виртуальных миров иммерсивное трехмерное онлайн-пространство со своей экономикой, предметами собственности, недвижимостью и неограниченным числом одновременных пользователей-аватаров. Каждую неделю Даниил Ротштейн анализирует, как корпорации, деятели искусств, разработчики VR-технологий, криптоэнтузиасты и вслед за ними весь остальной мир делают новые шаги на пути к неясному, но неизбежному будущему, которое сулит Метавселенная.
Microsoft покупает Activision Blizzard
- Компания Microsoft анонсировала сделку по покупке
Activision Blizzard за почти $69 млрд. Сделку еще предстоит одобрить антимонопольным регуляторам, но она с высокой долей вероятности состоится. - В среднесрочной перспективе покупка Activision Blizzard поможет Microsoft существенно укрепить свои позиции в гейм-индустрии. Подписочный сервис Microsoft Game Pass — фактически «Netflix для игр», дающий доступ к большому набору релизов за ежемесячную плату, — уже пользуется большой популярностью. Добавление к его каталогу таких хитов, как Call of Duty и Diablo даст Microsoft колоссальное преимущество перед главным конкурентом — Sony.
- При этом руководство Microsoft уже заявляет, что покупка Activision Blizzard — важный шаг для компании на пути строительства Метавселенной.
Почему это важно: ключевые игроки IT-отрасли, помимо разве что Meta, постепенно сходятся во мнении, что гейминг — ключ к разработке Метавселенной. Fortnite и Roblox уже позиционируются как предтечи будущей инкарнации Интернета, но в определенном смысле World of Warcraft, некогда самая популярная онлайн-RPG в мире, предопределила развитие онлайн-игр в целом. Наращивание базы игроков поможет Microsoft сформировать огромную лояльную аудиторию, которая потенциально будет наиболее восприимчива к тому, чтобы принять видение компании относительно формы Метавселенной. Еще один важный вывод: перспектива взращивания Метавселенной из традиционного гейминга — сильный аргумент в пользу корпоративной Метавселенной против децентрализованной Web3-Метавселенной, за которую агитируют криптоэнтузиасты.
Walmart идет в Метавселенную
- Крупнейший в мире ритейлер Walmart работает над погружением в Метавселенную и выпуском NFT. В конце декабря компания подала заявки на регистрацию ряда товарных знаков, из которых можно сделать вывод о планах Walmart продавать виртуальные товары, включая предметы одежды и декора, электронику и спортивные товары.
- Также Walmart планирует предоставлять услуги по VR- и AR-занятиям по фитнесу и диетологии.
- Что интересно, еще в 2017 году Walmart презентовала концепт-видео шоппинга в виртуальной реальности.
Что это значит: всплывший в январе этого года старый ролик Walmart про виртуальный шоппинг стал поводом для большого числа насмешек в Интернете, но важно понимать, что Walmart — не только очень большая, но еще и достаточно старомодная компания. Интерес к Метавселенной со стороны традиционно прогрессивных спортивных брендов, таких как Nike или недавно подключившийся к этой гонке New Balance, — это неизбежность. Намерение Walmart развивать эти направления говорит о больших перспективах популяризации технологий VR и AR. С другой стороны, мертворожденный концепт 2017 года убедительно показывает, что большинству компаний трудно разработать сервисы для виртуальной реальности, достаточно привлекательные для широкой аудитории.
Большие планы китайских городов
- За последние недели Шанхай, Хэфей и Ухань по отдельности анонсировали планы по развитию сегмента разработки Метавселенной. Власти Шанхая отдельно упомянули термин в новом пятилетнем плане.
- В 2021-м слово «блокчейн» в своих годовых отчетах упомянули власти около 20 китайских провинций. При этом пока речь идет только об общих тезисах, без конкретных стратегий и сроков.
- Ранее об интересе к Метавселенной заявлял южнокорейский Сеул, который также активно развивает VR-технологии (подробнее об этом в одном из наших предыдущих выпусков).
Что это значит: ключевой вывод здесь — политический. Метавселенная, наравне с блокчейном, становится в Китае достаточно привлекательным направлением, чтобы региональные власти даже «для галочки» включали упоминания о ней в стратегические документы. Что еще важнее, резко негативное отношение властей КНР к криптовалюте не противоречит желанию заниматься Метавселенной, что в очередной раз указывает на многообразие возможных подходов к ее строительству.
Первая «метавселенная» на блокчейне Cardano
- На блокчейне Cardano, одном из относительно молодых конкурентов Ethereum, официально запущен виртуальный мир Pavia.io. По смыслу он похож на Decentraland — в нем можно покупать в виде NFT участки виртуальной земли.
- Блокчейн назван в честь итальянского математика Джероламо Кардано, а «метавселенная» — по месту его рождения, городу Павия.
- На Cardano активно разрабатываются и другие виртуальные пространства, например Cardania, Cornucopias и Cardano Village.
Почему это интересно: пока ключевым блокчейном для создания «метавселенных» — на самом деле, просто виртуальных пространств, торгующих земельными участками в форме NFT, — остается Ethereum. С ним активно конкурируют новые блокчейны, такие как Cardano и Solana. Одно из их главных преимуществ — использование более экологичных принципов функционирования. Для конкурентов эфира принципиально важно демонстрировать проекты, дублирующие его функционал, — прежде всего это торговля NFT-искусством и строительство виртуальных пространств.
Наблюдение недели
В сегменте разработки Метавселенной все более активно обсуждается проблема модерации контента и предотвращения харассмента. Один из главных игроков в этой сфере — Oasis Consortium, группа онлайн-компаний, объединенных желанием бороться за более «этичный Интернет». В январе Oasis опубликовал свои стандарты пользовательской безопасности. Среди них — наем «офицеров по доверию и безопасности» и использование ИИ для модерации контента. В Oasis входит в том числе Roblox и крупный игровой разработчик Riot Games. Уже сейчас понятно, что модерация и цензура в Метавселенной будут отличаться от текущего «плоского» Интернета хотя бы потому, что потребуются системы оперативного реагирования на виртуальные действия аватаров, а не только на слова и изображения. Уже сейчас прослеживается конфликт между безопасностью и приватностью — для подкрепления жалоб все происходящее в виртуальных пространствах должно будет записываться и сохраняться администраторами, что может отпугнуть большинство пользователей. С другой стороны, безопасность может стать хорошим предлогом для сбора данных, которые компании вроде Meta смогут использовать в коммерческих целях.