Мир в огнеДетали

Распродажа «11.11» в День холостяка в Китае принесла продавцам рекордную выручку, но темпы ее роста резко замедлились

Alibaba продала товаров на 540,3 млрд юаней ($84,5 млрд), что всего на 8,45% больше, чем в прошлом году. В 2019 году рост составлял 25%.

Что произошло

Alibaba отчиталась о рекордных продажах в День холостяка — на крупнейшей в мире распродаже, которая прошла 11 ноября.

Но при этом

В этом году Alibaba продала товаров на $84,5 млрд, что на 8,45% больше, чем в прошлом году. В 2019-м рост составлял 25%.

В России

Российские крупнейшие магазины также проводят распродажу «11.11», товары в этот день приобретают все больше россиян. Только на AliExpress за первые 25 минут они совершили миллион покупок.

За чем следить

После «11.11» ожидается еще несколько крупных распродаж — «черная пятница» в конце ноября и «киберпонедельник» в январе.

Что произошло

  • Объем продаж на торговых площадках компании Alibaba (Aliexpress, Tmall и Taobao) за время крупнейшей в мире онлайн-распродажи по случаю Дня холостяка в Китае превысил 540,3 млрд юаней ($84,5 млрд), что на 8,45% больше, чем в 2020 году. Товары со скидками можно было приобрести с 1 по 3 ноября, а также на протяжении суток начиная с полуночи 11 ноября. 
  • В этом году в распродаже приняли участие рекордные 290 тыс. брендов и 900 млн потребителей, а в 78 компаниях общий объем проданных товаров вырос более чем в 10 раз в денежном выражении по сравнению с прошлым годом и составил свыше 100 млн юаней.
  • В этом году Alibaba заявила о социальной направленности распродажи — в соответствии с курсом китайских властей на экологическую устойчивость и социальное равенство. Например, площадка Tmall выпустила «зеленые ваучеры» на сумму 100 млн юаней, купоны раздавали покупателям, их можно было потратить на покупку экотоваров. Также продавцам предложили пожертвовать часть дохода с продаж на поддержку нуждающихся.
  • Еще одна электронная площадка Jd.com, которая проводит собственную 11-дневную распродажу, приуроченную ко Дню холостяка, продала товаров на сумму 349,1 млрд юаней, что на 28,6% больше, чем в предыдущем году. 
  • День холостяка, 11 ноября, начали отмечать в Китае в 1990-х годах. Он зародился среди студентов в Нанкине, которые не могли найти себе пару. Позже дату стали отмечать все одинокие люди. Первая распродажа в День холостяка прошла в 2009 году.

Но при этом

  • Alibaba заметно снизила бюджет на рекламу распродажи, ежегодный гала-концерт из-за COVID-19 проходил онлайн, с сайта убрали табло с счетчиком времени и данными о продажах. Тем не менее прямая трансляция велась в эфире гостелекомпании China Global Television Network (CGTN) и в соцсетях.
  • После уплаты штрафа в $2,8 млрд за нарушение антимонопольных правил Alibaba прекратила требовать от своих поставщиков, чтобы они размещали рекламу только на этой платформе. А за несколько часов до 11 ноября компания и ее конкурент Meituan столкнулись с новыми обвинениями в недобросовестной конкуренции.
  • Впервые с 2009 года рост общего объема продаж в этот день составил менее 10% по сравнению с прошлым годом. В 2020-м был зафиксирован прирост в 85,6%, годом ранее — 25,7%, что до 2021 года было самым низким показателем.
  • Финансируемая властями газета Securities Daily раскритиковала акцент в праздновании Дня холостяка на высоких оборотах от продаж, назвав такое положение дел неустойчивым, хаотичным и несовместимым с новым путем развития Китая. В издании отметили, что, используя низкие цены как аргумент в пользу продаж, платформы и продавцы поощряют потребление «низкого уровня», что не соответствует целям Китая по достижению роста продаж качественных товаров. В статье, вышедшей 12 ноября, говорится, что распродажа привела к чрезмерному распространению спама и недобросовестной конкуренции.
  • День холостяка также был омрачен самыми медленными темпами экономического роста Китая за последние десятилетия — он замедлился до 4,9% в третьем квартале 2021 года на фоне энергетического кризиса, проблем в цепочках поставок, повышения цен на сырье, а также спада активности на рынке недвижимости.

В России

Российские площадки также проводят распродажу «11.11» в честь Всемирного дня шопинга. Акции для своих клиентов устраивают крупнейшие интернет-магазины и маркетплейсы, в распродажах участвует все больше покупателей.

Как правило, они длятся несколько дней, итогов распродаж в этом году пока нет, но известно, что только на AliExpress за первые 25 минут россияне совершили миллион заказов.

  • Чаще всего покупают мобильные телефоны и аксессуары, а также компьютеры, товары для офиса и технику для дома.
  • Также популярностью пользуются такие покупки, как портативные зарядные устройства, смартфоны Xiaomi POCO, женские свитшоты, пульсоксиметры и мягкие игрушки.
  • Накануне пресс-служба AliExpress рассказала, что 10,5 млн пользователей откладывали товары в свои корзины заранее. 
  • Больше всего там было товаров из категории «Дом и сад» (17,8 млн), на втором месте — женская одежда (12,4 млн), на третьем — «Мобильные телефоны и аксессуары» (6,5 млн).

За чем следить

После 11 ноября ожидается еще несколько крупных распродаж — «черная пятница» в конце ноября и «киберпонедельник» в январе 2022 года.

  • «Черная пятница» приходится на четвертую пятницу ноября — следующие сутки после Дня благодарения в США. В 2021 году распродажа пройдет 26 ноября. В США этот день открывает сезон рождественских распродаж. Участвовать в «черной пятнице» в России планируют крупные магазины, такие как «М.Видео», «Яндекс.Маркет», Samsung и другие.
  • «Киберпонедельник» – ежегодная распродажа электроники, бытовой техники и одежды, которая проходит в последний понедельник января. В России в ней традиционно участвует около 30–40 интернет-магазинов. Дата проведения «киберпонедельника» в США отличается от российской — там это следующий понедельник после «черной пятницы».
Копировать ссылкуСкопировано