Мир в огнеДетали

Рак со вкусом манго: как американский производитель вейпов вырастил поколение «никотиновых наркоманов»

Власти 33 штатов США обвинили производителя электронных устройств для курения Juul Labs в осознанном продвижении своей продукции среди подростков.

Что происходит

Производитель электронных сигарет и вейпов Juul Labs выплатит более $438 млн штатам США из-за рекламной кампании, нацеленной на подростков.

Досье

Устройства Juul появились на рынке США в 2015 году и быстро завоевали популярность среди молодежи благодаря необычному дизайну и широкому ассортименту вкусов.

В России

В 2021-м Juul Labs закрыл все магазины в РФ из-за изменившихся антитабачных законов — большинство их устройств содержали слишком много никотина.

Мировая практика

В 2018 году продукцию Juul Labs запретили в Израиле, а в июле этого года в ЕС предложили запретить продажу ароматизированных табачных изделий для систем нагревания табака.

Что происходит

Американский производитель электронных сигарет и вейпов Juul Labs выплатит более $438 млн компенсации 33 штатам США после их обвинений в том, что компания «подсадила» на никотин американскую молодежь.

  • В 2020 году власти 33 американских штатов обвинили компанию в том, что Juul Labs в рекламных кампаниях осознанно продвигала свою продукцию среди подростков. 
  • «Они безжалостно продавали продукты для вейпинга молодежи», — заявил генеральный прокурор Коннектикута Уильям Тонг и добавил, что «циничные рекламные кампании Juul Labs породили целое поколение никотиновых наркоманов».
  • На сегодняшний день Juul Labs достигла мирового соглашения с 33 штатами США, согласившись выплатить им в общей сумме $438 млн. Часть этих средств будет направлена на программы по борьбе с употреблением табачных изделий несовершеннолетними.
  • По условиям соглашения, выплатить $438 млн компания должна будет в срок от 6 до 10 лет. Причем чем дольше Juul Labs будет медлить с выплатой, тем выше будет итоговая сумма: например, если компания растянет платежи на максимальный, десятилетний срок, то платеж вырастет до $476,6 млн.
  • Также в рамках соглашения Juul Labs придется отказаться от использования некоторых маркетинговых приемов. В частности, компании запрещается: изображать людей моложе 35 лет в своей рекламе, финансировать образовательные программы в школах и раздавать бесплатные образцы своей продукции.
  • В прошлом году компания Juul Labs уже согласилась выплатить по аналогичным претензиям порядка $87 млн штатам Аризона, Луизиана, Северная Каролина и Вашингтон.

Досье 

  • Juul Labs начала выпускать свои устройства под названием Juul в США в 2015 году. «Джулы» отличались от других электронных сигарет дизайном и широкой линейкой фруктовых вкусов, а школьники сразу оценили сходство устройства с USB-флешкой, благодаря чему его можно легко спрятать от учителей и родителей среди канцелярских принадлежностей. 
Школьники сразу оценили сходство устройства с USB-флешкой
Фото: JUUL
  • «Новомодные устройства» быстро приобрели популярность среди американских подростков — «джулинг», как отмечают СМИ, стал «повальным увлечением среди старшеклассников», а компания Juul Labs в свою очередь «заигрывала» с молодой аудиторией в соцсетях: проводила различные флешмобы и использовала в своей рекламе людей, которые выглядели, как подростки. 
Реклама Juul
Фото: JUUL
  • Продажу «электронок» и вейпов подросткам до 18 лет в США запретили лишь в 2016-м. 
  • При этом в 2018 году, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний США, электронные сигареты курили более 3,6 млн школьников — это около 20% всех учащихся.
  • Примерно тогда же устройства компании Juul Labs и их распространение среди молодежи привлекли внимание Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA). 
  • По требованию регулятора в 2019 году Juul Labs ограничила продажу устройств со вкусами, которые пользовались у школьников особенной популярностью — в частности, манго, сливок и мяты. В том же году в США повысили возраст, с которого можно покупать «электронки» — с 18 до 21 года.
  • Тогда же FDA обвинило Juul в недобросовестной рекламе. По мнению регулятора, компания вводила потенциальных покупателей в заблуждение, заявляя, что Juul «на 99% безопаснее» обычных сигарет. 
  • В июне 2022 года FDA вовсе запретило Juul Labs продажу электронных сигарет на территории США. Регулятор указал, что «некоторые из представленных исследований Juul (о безопасности их продукции. – Прим. ред.) носят противоречивый и неубедительный характер». Juul Labs обжаловала это решение, и в июле федеральный суд разрешил компании оставаться на американском рынке до окончания проведения дополнительных исследований.

В России

У Juul Labs возникли проблемы и на российском рынке.

  • В начале февраля 2021 года компания закрыла в России все свои розничные точки, поскольку продукция перестала соответствовать новым нормам антитабачного законодательства. В конце января того же года по закону электронные сигареты, вейпы и кальяны были приравнены к сигаретам, а никотиновые пэки (подушечки с пропитанными никотином волокнами) были и вовсе запрещены в РФ.
  • Кроме того, для «электронок» было установлено максимальное содержание никотина в жидкостях: 20 мг на 1 мл, а в большинстве устройств Juul Labs его дозировка составляет 50 мг. 
  • В январе 2021 года в России вступил в силу запрет на продажу в интернете стиков для устройств нагревания табака, жидкости для вейпов и другой никотиносодержащей продукции, а также самих устройств.
  • В 2022 году депутаты Госдумы подготовили законопроект о полном запрете продажи вейпов и жидкого никотина в России. Авторы законопроекта, как и их коллеги из США, отметили, что эта продукция становится «своего рода «лазейкой» в мир никотиновой зависимости» для молодых людей, которых привлекает «модный дизайн электронных гаджетов». 
  • Судя по соцсетям, устройства действительно популярны среди несовершеннолетних россиян — в одном только TikTok по тегу #джул можно найти множество видеороликов с тысячами просмотров — школьники делятся лайфхаками, как спрятать устройство от родителей и хвастаются новыми девайсами.
  • Однако в июле Минпромторг выступил против полного запрета вейпов и «электронок» в РФ. «Все мы знаем, к чему приводят полные запреты: к формированию черного рынка, без контроля. Непонятно, сколько на черном рынке <...> никотина и кто там вообще работает», — заявили в ведомстве. В Минпромторге предложили сосредоточиться на борьбе с нелегальным оборотом никотиносодержащей продукции, в том числе ускорить реализацию проекта по маркировке вейпов и электронных сигарет. Ее могут ввести уже с 1 ноября.

Также в стране обсуждается возможность введения запрета на продажу ароматизированных жидкостей для электронных сигарет.

Мировая практика

Системы нагревания табака, вейпы и «электронки» позиционируются производителями как безопасная альтернатива обычным сигаретам. Однако ученые отмечают, что считать их безопасными нельзя. Курение электронных сигарет может стать причиной так называемой «болезни вейперов», а также рака горла, легких, желудка и печени. Власти многих стран вводят ограничения на продажу таких устройств.

  • Например, в 2018 году продукцию Juul Labs запретили в Израиле, объяснив это «серьезным риском для здоровья населения» из-за высокого содержания никотина в устройствах. 
  • В 2021 году ученые из Австралии призвали законодателей страны ввести возрастные ограничения в TikTok на контент с демонстрацией курения электронных сигарет. Исследователи проанализировали более 800 роликов со сценами курения вейпов и выяснили, что их совокупное количество просмотров на ноябрь 2020 года составило более 1,5 млрд. В 63% просмотренных видео авторы роликов пропагандируют курение «электронок» и вейпов, это оценивается как положительное занятие, при этом почти четверть героев этих роликов выглядят младше 18 лет.
  • В Евросоюзе в июле этого года предложили вовсе запретить продажу ароматизированных табачных изделий для систем нагревания табака — проще говоря, стиков для таких устройств, как, например, IQOS. Таким образом авторы инициативы хотят снизить привлекательность курения для молодежи. 

Фото обложки: Richard B. Levine / imago images / Levine-Roberts / TASS; Julio Cortez / AP / TASS

Копировать ссылкуСкопировано